Российский спорт в очередной раз оказался в эпицентре допингового скандала. 24 мая СМИ опубликовали список из 14 атлетов-участников летних Олимпийских игр в Пекине, чьи повторно вскрытые по подсказке бывшего главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова пробы дали положительный результат. «Лента.ру» разбирается в ситуации.
Атака «тяжелой артиллерии»
В черный список, по данным «Матч ТВ», попали спортсмены, 10 из которых завоевали в Пекине медали: Юлия Чермошанская (бег 4х100 метров, золото в эстафете Игр-2008), Мария Абакумова (метание копья, серебро), Анастасия Капачинская (бег на 400 метров, серебро в эстафете), Татьяна Фирова (бег на 400 метров, серебро в эстафете), Мария Шаинова (тяжелая атлетика, серебро), Анна Чичерова (прыжки в высоту, бронза), Денис Алексеев (бег на 400 метров, бронза в эстафете), Екатерина Волкова (бег на 3000 метров с препятствиями, бронза), Надежда Евстюхина (тяжелая атлетика, бронза), Инга Абитова (бег на 10 000 метров), Александр Корнилов (академическая гребля), Денис Нижегородов (спортивная ходьба, бронза), Александр Погорелов (десятиборье) и Иван Юшков (толкание ядра).
Первое, что приходит в голову от этого известия: снова «клевета перебежчика». К сожалению, это не так. Олимпийский комитет России (ОКР) уже подтвердил, что получил от Международного олимпийского комитета (МОК) уведомление о пойманных на допинге российских спортсменах. Правда, в соответствии с антидопинговыми правилами МОК и Всемирным антидопинговым кодексом, их имена до объявления результатов вскрытия пробы «Б» и начала официальной дисциплинарной процедуры не разглашаются.
Неутешительный, но факт — поводом для проведения внештатной проверки послужила недавняя публикация в The New York Times. В американском издании 12 мая бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков обвинил 15 российских спортсменов, завоевавших медали на зимней Олимпиаде-2014 в Сочи, в употреблении коктейля из запрещенных препаратов, придуманного им самим. В МОК и WADA восприняли это всерьез и инициировали проверку проб пекинских Игр 2008 года, ориентируясь на тех, кто может выступить и на предстоящей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Всего было перепроверено 454 олимпийца (не только россияне). У 31 нашли допинг. Почти половина из них — россияне. Все, кто попал в этот список, не поедут на Олимпиаду в Рио, если их проба «Б» не покажет отрицательный результат в начале июля.
Положение России в новой-старой истории совсем худое. Если «дно» не достигнуто, то близко уж точно. Ранее, 18 мая, глава МОК Томас Бах хоть и вскользь, но допустил отстранение от Олимпийских игр в Рио всей сборной России. И если раньше столь катастрофический исход казался маловероятным, то с каждым днем он выглядит все более реальным. Если существование в России «допинговой программы», о которой говорил Родченков, подтвердится, то пожалеет ли МОК наших атлетов?
По-прежнему открыт и вопрос участия в Играх российских легкоатлетов. На сегодняшний день они отстранены от международных соревнований. Решение по ним будет принято 17 июня.
Кстати, для сомневающихся в возможности перепроверки проб восьмилетней давности приводим краткую справку. Кровь пригодна для анализа в течение нескольких недель при условии хранения около плюс четырех градусов Цельсия. Со временем качество эритроцитов ухудшается, мембраны теряют пластичность. Из-за постоянного контакта со стеклом пробирки активируется фактор свертывания крови XII, который запускает внутреннюю систему гомеостаза. Активируется протромбин, превращаясь в фермент тромбин, который, в свою очередь, превращает растворенный белок фибриноген в волокнистый фибрин. Фибрин уменьшает текучесть крови.
Моча, в отличие от крови, при правильном соблюдении всех условий хранения, включая поддержание нужной температуры и других параметров, может храниться достаточно долго, вплоть до 8-10 лет. Хранение мочи при неправильных условиях приводит к размножению бактерий и разрушению клеток. Также в зависимости от кислотности мочи происходит кристаллизация имеющихся в ней солей и выпадение их в осадок.
Для долгого хранения кровь не используют. Моча же хранится долго. Пока образцы содержатся в нормальных условиях, в них можно обнаружить допинг. Если образец испортился, и в моче начали размножаться бактерии, то она непригодна для анализа.
Реакция
Одним из первых по поводу нового допинг-гейта высказался Валентин Балахничев, бывший глава Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Он прямо заявил, что сборная России в 2008 году не была чистой.
«Каждый спортсмен сдавал от трех до шести проб. Плюс у некоторых атлетов их брали международные антидопинговые организации. Мы на тот момент сделали все, что было возможно. Но машины времени не существует. Сейчас появились новые методы обнаружения, которых тогда не было. На тот момент все были уверены, что у нас абсолютно чистая команда. Теперь ясно, что это не так. Однако в 2008-м мы использовали все возможные инструменты», — приводит слова Балахничева «Спорт-Экспресс».
Тренер олимпийской чемпионки-2012 Анны Чичеровой Евгений Загорулько категорически отрицает то, что его подопечная употребляла допинг восемь лет назад. «В нашей группе никогда не использовались запрещенные препараты. Победы строились не на волшебных таблетках, а на пахоте, терпежке и беспрекословном выполнении тренерских заданий. Вы меня просто шокировали. Не удивлюсь, если в итоге эта информация не подтвердится. Начнутся суды, вскроют пробу "Б" и выяснится, что все это было какой-то ошибкой», — говорит он.
Ему вторит и олимпийская чемпионка Афин-2004 в прыжках в высоту Елена Слесаренко: «Аня года с 2000-го выступает на соревнованиях по всему миру, сдала за свою карьеру, наверное, миллион допинг-проб, и все они были чистыми. Я знаю, какой ценой ей давались все эти победы, вижу, какая она трудяга. То, что происходит сейчас, — это какая-то травля, нарушение всех возможных прав человека. Все это имеет гораздо больше отношения к политике, чем к спорту».
Министр спорта России Виталий Мутко, чей комментарий услышать хотели, возможно, больше, чем чей-либо, отмалчиваться не стал, но высказался в привычном для себя ключе.
«Я уже десятки раз говорил, что эту тему можно комментировать, когда вынесено решение. Условно спортсмен скажет, что согласен, тогда он ждет наказания. А сейчас проба "Б" может показать положительный или отрицательный результат — и что дальше? Это щепетильная тема, зачем это кто-то делает, мне непонятно. Даже если какой-то есть список 14 атлетов — это сперва уведомление. Дальше пробы "А" и "Б". Вообще это некорректно, это инсайдерская вещь может быть. Государство здесь не участник», — сказал Мутко агентству «Р-Спорт».
Всероссийская федерация легкой атлетики уже приняла решение о том, что все спортсмены, уличенные в допинге, не могут быть членами сборной на ОИ-2016. Впрочем, вероятно, туда вообще никто из россиян не поедет.
Скоро огласят результаты перепроверки допинг-проб летних Олимпийских игр-2012 в Лондоне. Спрогнозировать, какими они окажутся, конечно, невозможно, но учитывая печальную тенденцию, готовиться следует к худшему.