Распространившаяся в последние дни в интернете шутливая таблица состава футбольной сборной Исландии — за вычетом пастухов, дежурных по вулканам и проштрафившихся банковских клерков, — не учитывает еще одну группу населения, не играющую в футбол, — модельеров. Неудивительно: пока их соотечественники защищают исландскую честь на футбольном поле, дизайнеры одежды готовят собственный прорыв. И он может стать не менее неожиданным, нежели спортивный успех граждан островного государства. Большинство марок, известных за пределами страны, основаны в 2010-х годах и позже, но постепенно начинают продаваться в Европе и интернет-магазинах с международной доставкой, прежде всего в исландском Kiosk Reykjavík.
В России исландских деятелей моды пока знают плохо. Единственное сколько-нибудь известное имя — Аслауг Магнусдоттир, создательница интернет-платформы Moda Operandi. «Гораздо проще перечислить исландских музыкантов, таких, как Бьорк, Sigur Ros, GusGus или Бен Фрост, — комментирует дизайнер Анна Шигорина, основатель российского бренда одежды и аксессуаров W8. — Но, зная имена этих исполнителей, можно представить модный образ Исландии: странный, экзотичный и немного загадочный. Глядя на исландских дизайнеров и их работы, видишь некоторую отстраненность от общемировых тенденций. Они не продают тело и образ, а делают упор на настроение и атмосферность. Любят принты на тему природы и разного рода паттерны — неудивительно, когда вокруг такие сумасшедшие пейзажи. Крой при этом прост и незатейлив».
О происхождении «незатейливого кроя», впрочем, можно поспорить. Скажем, Магнеа Эйнарсдоттир (Magnea Einarsdóttir), создательница одной из молодых исландских дизайнерских марок Magnea (основана в 2012 году), окончила знаменитый британский fashion-вуз Central Saint Martins College of Art and Design, а теперь шьет лаконичные вещи из денима, трикотажа и букле из 100-процентной исландской шерсти (ведь пастухи недаром пропускают чемпионат Европы). Исландцам и туристам нравится, экспертам моды тоже: Магнеа получила пару престижных по местным меркам премий — Iceland Design Award (2014) и Reykjavik Grapevine for fashion design of the year (2013 и 2015).
Что же до принтов, то наряду с природными мотивами, вроде наплывов лавы пресловутого вулкана Эйяфьятлайокудль, исландские дизайнеры не чураются и вполне мейнстримных вариантов. Однокашница Эйнарсдоттир по Central Saint Martins, художница-график Кристиана Уильямс, основатель именного бренда Kristjana S Williams, выпускает шелковые платья и топы с многоцветным «камуфляжным» принтом и патриотичные вещи с принтом в виде карты Исландии, а Сигга Майя (Sigga Maija) в коллекции этого сезона предложила черные платья и байкерские куртки с красными фигурками человечков в прихотливых позах — то ли йогических, то ли гимнастических, придающим одежде сходство с краснофигурной древнегреческой керамикой.
Фото: Kiosk Reykjavík
Марка Eyglo в летней коллекции-2016 обыгрывает мотивы женских рук с вызывающе-красным маникюром, губной помады и почему-то воланов для бадминтона (возможно, мастерам этого вида спорта в материковой Европе уже стоит насторожиться и тщательней готовиться к следующему чемпионату континента). Однако традиции все же рулят: бренд milla snorrason не занимается бесконечным тиражированием этнических мотивов национального исландского свитера лопапейса из шерсти уже упомянутых овец, а придумывает собственные варианты, например, со стилизованной носатой физиономией на груди. Дизайнер бренда Helicopter Хельга Лилья (Helga Lilja) использует в принтах тексты на исландском языке, а также абстрактные узоры, напоминающие то ли трещины в скалах, то ли переплетение лишенных листвы зимних ветвей.
Другие бренды-минималисты — kyrja (как и Magnea, обладатель премии Reykjavík Grapevine Design Awards), который выпускает лаконичные топы, платья и юбки из шелка, мохера и бамбукового волокна, и Hildur Yeoman, отличающийся смелым декором (принты, глиттер, лакированная экокожа) при весьма аскетичных силуэтах.
Фото: Sigga Maija
«Многие вещи исландских дизайнеров я носила бы сама с удовольствием, — комментирует российский дизайнер Медея Марис. — Скандинавский минимализм, классные принты, носибельные формы и материалы. Мне как любителю этники немного не хватает узнаваемых исландских мотивов. Здорово, что скоро модный мир будет знать не только Аслауг Магнусдоттир, но и много других сложных, но красивых имен». По мнению дизайнера, стремительное развитие исландской fashion-индустрии можно сравнить c модным процессом в постсоветских Украине и Грузии — есть многообещающие дизайнеры, но все они еще в начале пути.
«С точки зрения коммерческой заинтересованности в исландской моде все сложнее, — считает Анна Шигорина. — В большинстве европейских городов, как и в Москве, в магазинах и шоу-румах не встретишь исландские имена. Все упирается в удаленность этой страны, курс валют и сам продукт, его узнаваемость и потенциальную популярность». Но если исландские модельеры проявят упорство, присущее исландским футболистам, и продолжат создавать и продвигать в Instagram и других соцсетях свой оригинальный продукт, то все у них получится — как у их сборной в матче с Англией.