В свои 20 лет Маргарита Мамун выиграла все, что только можно: семь титулов чемпиона мира, четыре — Европы. Теперь вот и золото Олимпиады, завоеванное ею в напряженной борьбе с соотечественницей Яной Кудрявцевой. «Лента.ру» побеседовала с чемпионкой после финала.
«Лента.ру»: Маргарита, после двух видов вы отставали от Яны, как удавалось сохранить настрой и заряженность на победу?
Маргарита Мамун: Я не знала, какое место занимала Яна, да и свое тоже. Мы выступали в очень жестком цейтноте: показывали программу, переодевались, потом разминались и снова шли на ковер. Постоянно бегали туда-сюда с одного разминочного ковра на другой. Поэтому у меня не было информации, кто на каком месте. Я старалась не терять концентрацию и выполнить свой максимум.
Перед последней программой вы что-то себе говорили. Что именно?
Словами себя настраивала, чтобы сохранить концентрацию.
Какие ощущения от дебюта на Олимпиаде?
Я еще не поняла, еще не осознала произошедшего. Я даже еще не поняла, что все закончилось и с каким результатом. Конечно, я счастлива. Мне было спокойно. Как и говорила Ирина Александровна (Винер-Усманова — прим. «Ленты.ру»): «У нас олимпийское спокойствие».
Вы видели, как Яна в упражнениях с булавой уронила ее?
Нет. Об этой ошибке я узнала только после того, как Яна выполнила упражнение с лентой. Она пришла ко мне села и рассказала. Я и сама вчера ошиблась с булавой в квалификационных соревнованиях. Отвлеклась буквально на долю секунды, чего хватило, чтобы ошибиться. Хотя мне кажется, что сказалось волнение.
Вы говорили в одном из интервью, что иногда мешает страх сделать ошибку. Как сегодня удалось его преодолеть?
Я выходила на ковер с мыслями, что начинаю с чистого листа. Вчерашняя квалификация была проверкой. Как пошутила Ирина Александровна: «Это был наш последний звонок» (смеется). Последнее предупреждение перед главными стартами. Я старалась забыть вчерашний день. Учесть все ошибки.
Хорошее выступление в квалификации вселяло дополнительную уверенность?
Еще на сборах тренеры говорили: «Надо быть уверенной в себе». Хотя мне постоянно казалось, что все не то, все не так. Но со стороны было видно, что мы все правильно делали и хорошо подготовлены к Олимпиаде.
Вы дружны с Яной?
У нас специфичный вид спорта. Ты вышел, ты сделал, если все удалось, то у тебя медаль, если ошибся, то это только твоя ошибка. Поэтому в большей степени ты соревнуешься сам с собой. У нас нет необходимости опережать кого-то на доли секунды. Главные наши соперники — мы сами. Мы боремся со своим волнением и страхами.
Вы поддерживаете друг друга?
Конечно. Все-таки мы всегда вместе: на сборах, на соревнованиях. Мы уже родные люди давно. Меня часто спрашивают о дружбе в художественной гимнастике. Возможна ли она в женском коллективе?! Сложно сказать. Конечно, у нас очень сложные характеры. Мы с Яной полные противоположности, что помогает нам спокойно и хорошо общаться.
Что сказали Яне в первую очередь?
Я даже не сказала, я спросила ее: «А правда, что все закончилось?»
Яна частенько вас побеждала в многоборье. Дополнительное давление испытывали из-за этого?
Яна умеет собираться в самых непростых ситуациях. Сегодня я старалась не думать о том, что происходило в последние годы. Повторюсь, от меня требовалось выйти, поработать и показать свой максимум.
Есть желание выступить в Токио? Выдержите еще один олимпийский цикл?
Пока не хочу загадывать, но Токио я просто обожаю. Это один из любимых моих городов. Мы часто туда ездим на соревнования. Я уверена, что они проведут Олимпиаду на самом высоком уровне, но пока не буду загадывать.
Где вы хранили свои платья, ведь воровство в Бразилии — дело обычное?
Возили с собой. Нас сразу предупредили о непростой ситуации здесь, но на территории Олимпийской деревни нам гарантировали безопасность.
В синхронном плавании есть традиция передавать купальники молодым. У вас также?
Да, абсолютно. Когда образ уже отыгран, то мы складываем купальники в специальном месте, которое у нас есть в Новогорске. Много девочек молодых использовали мои купальники прошлогодние.
Где вы черпаете вдохновения для выступлений?
Все идет от себя, изнутри. Конечно, мне помогают мои близкие. Я любима. Я — счастливый человек.
Завтра придете поболеть за девочек?
Конечно.
Как думаете, почему они только вторые?
Волнение сказывается. Надеюсь, что завтра все будет хорошо.
А какая у вас любимая детская сказка? Не «Золушка» случайно?
Нет. В детстве очень любила сказку «Морозко».