Нижегородскому законодательному собранию не удалось начать работу в обновленном составе. Первое заседание регионального парламента сорвалось из-за отсутствия кворума. На пленарку пришли 32 депутата, хотя по действующему регламенту необходимо присутствие как минимум 34 законодателей, то есть не менее двух третей от их общего числа. Однако речь не идет ни о прогулах, ни о партийных разногласиях.
«У нас общее несобрание. Я объявляю неначавшееся заседание закрытым», — вынужденно констатировал Виктор Лунин, который по традиции должен был вести мероприятие на правах старейшего депутата.
«Мы должны принять причины неявки», — заявил, в свою очередь, депутат Александр Табачников, который рассматривался в качестве основного кандидата на пост председателя нижегородского заксобрания. Но выборы спикера сорвались вместе с пленаркой.
Причину неявки сложно объяснить партийными разногласиями или межфракционными трениями, тем более что расклад сил в областном парламенте сопоставим с федеральным. «Единая Россия» по итогам выборов имеет убедительное большинство — 41 место. На втором месте, как и в Госдуме, идут коммунисты, у которых в региональном заксе набралось четыре мандата. У ЛДПР и эсеров — три и два мандата соответственно.
Но среди 18 депутатов, «прогулявших» заседание, были как единороссы, так и представители остальных парламентских партий. Притом банальным прогулом пропуск тоже назвать не получается — многие из тех, кто не стал регистрироваться на заседании, в этот день присутствовали в заксобрании.
Так, по данным «Коммерсанта», поступил бывший мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин, получивший мандат по итогам выборов. По его словам, отказавшиеся участвовать в заседании депутаты хотят добиться «максимально честных и прозрачных выборов» спикера закса. «С кандидатами в спикеры чехарда, это плохо», — говорит Сорокин.
Список претендентов на должность председателя парламента области в последнее время действительно резко менялся. Совсем недавно фракция большинства собиралась выдвинуть Евгения Лебедева, который раньше уже трудился спикером закса. Но в итоге Лебедев снял свою кандидатуру буквально накануне голосования. Он уверял, что решение его было осознанным и продуманным. Себе на смену несостоявшийся спикер предложил Табачникова — тот работал вице-спикером регионального парламента в предыдущем созыве.
Кроме путаницы с кандидатами, депутатов возмутила и сама процедура голосования. «Напротив зала заседаний, где мы проводим свои пленарные заседания, открывается кабинет, где находятся члены счетной комиссии. Здесь же выдаются бюллетени для голосования. Депутаты выстраиваются в струнку вдоль стенки, ждут того, чтобы попасть в соседний кабинет, где уставлена урна. Отметка в графе с кандидатом ставится тут же на ходу. Это унизительная и недостойная процедура. Мы вправе потребовать, чтобы эта процедура была максимально изменена», — объясняет член закса Андрей Тарасов.
Его коллега по парламенту и член фракции КПРФ Владимир Буланов подтверждает, что требования депутатов связаны в первую очередь с корректировкой процедуры выборов. Они добиваются, «чтобы была прозрачная урна, чтобы все действие (…) происходило в одном помещении» и при наличии видеотрансляции. «Во всех этих требованиях отказано», — жалуется депутат.
В числе наиболее жестких критиков парламентского демарша оказался губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. По его мнению, «начинать с такого — самое плохое дело». Глава региона считает, что некоторые из парламентариев, «наверное, не поняли, для чего они избирались». «Они должны сложить свои полномочия депутатов, потому что с первой же минуты перестали выполнять свои обязанности», — заявил Шанцев.
На просьбы создать счетную комиссию он отвечал, что прежде «надо собраться на собрание, выдвинуть кандидатуры, проголосовать». Однако взбунтовавшиеся депутаты, опасаясь манипуляций с голосами, не настроены участвовать в процедуре до ее изменения.
Шанцев попутно подчеркивает, что активно участвует в жизни областного парламента. «Я прихожу на каждое заседание заксобрания, так как считаю, что каждое заседание парламента — это эпохальное событие в жизни нашего региона. На нем принимаются важнейшие законы и постановления в области экономики и соцобслуживания региона», — признавался чиновник.
Фамилия губернатора тем временем фигурирует в обращении депутатов на имя полпреда президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. В документе речь идет о давлении со стороны властей в связи с выбором спикера закса: авторы жалуются, что их вынуждают голосовать за Лебедева, который на момент отправки письма был кандидатом на должность спикера.
Отказавшись участвовать «в этом фарсе», представители заксобрания рискуют добиться полного роспуска только что избранного парламента. Действующие нормы позволяют пойти на такие крайние меры в случае, если пленарное заседание не удастся провести в течение трех месяцев подряд. «Сейчас это сигнал федеральному центру. Облдума превратилась в машинку, безропотно одобряющую решения областного правительства», — говорил журналистам депутат Буланов.
Однако эксперты говорят о сигналах в адрес самих областных властей, поступивших из Кремля в ходе избирательной кампании. Эксперты ФоРГО упоминали Шанцева среди тех губернаторов, чьи заявления были наиболее заметными во время подготовки и проведения выборов.
Притом политологи ссылаются на комментарии Центризбиркома, который называл Нижегородскую область в числе проблемных с точки зрения прозрачности выборов и использования административного ресурса. По словам главы комиссии Эллы Памфиловой, в регионе уже находятся с проверкой два члена ЦИК.