Александр Лукашенко решил прорубить окно в Европу с помощью украинских, сирийских и чеченских беженцев. В ближайшие годы международные структуры инвестируют в строительство лагерей для переселенцев в Белоруссии 7 миллионов евро. Ожидается, что центры размещения смогут вместить до 10 тысяч человек. «Лента.ру» выясняла причины внезапного гостеприимства Минска.
Отстойник с лагерями
О соглашении между Минском и Брюсселем первой сообщила немецкая газета Tageszeitung. Издание ссылается на оказавшиеся в его распоряжении внутренние документы Еврокомиссии. В публикации отмечается, что в каждом из будущих лагерей разместится 30-50 человек; условия пребывания должны соответствовать «лучшим европейским и международным стандартам». В частности, должны быть отдельные жилые секции для женщин и семей, а также возможность получить на месте психологическую и медицинскую помощь. Лагеря будут не только открытого, но и закрытого типа, в которых «мигрантов будут содержать под замком до тех пор, пока они не будут депортированы из Белоруссии или не покинут ее добровольно».
Финансирование проекта будет осуществляться по программе европейского соседства с 2017 по 2020 год. Ожидается, что Белоруссия примет беженцев из Сирии, с Украины и россиян, «которые бегут от экономических трудностей». По мнению немецкой газеты, в последнюю категорию попадут прежде всего переселенцы из Чечни.
Белорусские официальные лица по поводу этой инициативы сначала высказывались осторожно. В МИД страны информацию о сотрудничестве с ЕС подтвердили и отметили, что Минск будет реализовывать проект совместно с Международной организацией по миграции (ООН). В МВД указали, что на решение вопросов противодействия незаконной миграции и управление миграцией выделяются 7 миллионов евро. «Одним из компонентов будет модернизация центров для содержания иностранцев, задержанных за нелегальное пребывание», — сказал журналистам источник в ведомстве. При этом представитель МВД Белоруссии подчеркнул, что речь не идет о дополнительном приеме переселенцев из Европы, а только об улучшении условий для тех, кто пытается сейчас попасть в ЕС через Белоруссию. Последнее утверждение, впрочем, проговаривается в Минске не очень определенно.
В Москве инициатива белорусской стороны вызвала некоторое недоумение, ведь пограничного контроля между странами нет. «Учитывая, что у нас с Белоруссией нет оформленной наземной сухопутной границы, это создает, конечно же, вопросы и возможности для злоупотреблений. Мы начинаем с нашими белорусскими коллегами диалог на эту тему. Мы, в принципе, уже давно ведем переговоры о единой миграционной политике. Сейчас, думаю, все эти события требуют ускорить эти разговоры и привести наконец к каким-то результатам», — сказал глава МИД России Сергей Лавров.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, в свою очередь, пообещал, что не даст превратить страну в «отстойник» мигрантов. «Хочу предупредить, что никакого "отстойника" быть не должно. Нам чужие мигранты здесь не нужны. Деньги должны выделяться не только под создание подобных пунктов и поселений для незаконных мигрантов, но и их дальнейшую экстрадицию. Нам они здесь не нужны. Это надо иметь в виду. Поэтому пока мы далеко в этом плане не зашли, если есть какие-то опасности, мы должны немедленно приостановить подобные процессы. Если это необходимо», — сказал Лукашенко.
Брестская крепость беженцев
Стороннему наблюдателю может показаться, что тихая, умиротворенная Белоруссия и миграционный кризис никак не соотносятся друг с другом. И действительно, граница страны с Евросоюзом — одна из самых спокойных в регионе, сотни тысяч беженцев из Сирии и Ирака представить здесь себе трудно. Однако затруднением является заметный для Минска наплыв переселенцев из Средней Азии и с Кавказа. Особенно много мигрантов в Брестской области скапливаются летом, когда спать можно хоть в палатке, хоть под открытым небом. Всего за первое полугодие 2016 года, по информации пресс-службы Брестской пограничной группы, было зафиксировано 16 517 выездов северокавказских и среднеазиатских мигрантов через пункт пропуска «Брест» (железнодорожный вокзал). При этом если в январе был всего 961 выезд в Польшу, то только за первую июньскую неделю — 1828. Мигрируют в основном семейными кланами или небольшими компаниями. При этом лучшей доли на всех не хватает. Около 70 процентов выехавших возвращаются обратно. В том числе для этих людей будут построены центры размещения. В Белоруссии в связи с этим опасаются, что теперь проблема переселенцев из сезонной может стать постоянной — в специальных центрах содержания ожидать решения по документам можно, не опасаясь холодов.
Есть и более глобальные выгоды от намечающегося сотрудничества. Tageszeitung отмечает, что в обмен на согласие разместить «проблемных» мигрантов Белоруссия получит от Европейского союза существенные бонусы. Речь идет о трех соглашениях между Минском и Брюсселем. Первое предусматривает значительное упрощение визового режима для белорусов. Минск активно добивается этого последние годы. Интересно, что при этом Белоруссия — мировой лидер по количеству выдаваемых шенгенских виз: по данным Еврокомиссии, в 2014 году их было выдано 880 тысяч, в 2015-м — 753 тысячи, сообщает RT. Второе соглашение должно урегулировать так называемое мобильное партнерство — упрощенную процедуру выдачи рабочих и студенческих виз для белорусов. Третье соглашение предполагает, что Белоруссия возьмет на себя обязательства по реадмиссии — должна будет забирать обратно беженцев, попавших в Евросоюз через ее территорию.
Известно, что в Белоруссии сейчас около трех миллионов квадратных метров пустующего жилья. Власти вряд ли решатся размещать беженцев в безлюдных деревнях или отдельных квартирах многоквартирных домов, но легко это можно будет сделать, например, в приграничных поселках. Конечно, самих мигрантов все это может шокировать, ведь в их представлении Европа — это высокие пособия, комфортабельные центры размещения, толерантные аборигены. Вряд ли Белоруссия им покажется курортом. Известно, что разрыв шаблона многие из них переживают уже в Прибалтике. Так, в сентябре прибывшая в Литву семья сирийских беженцев потребовала отправить ее в Канаду или другую страну с развитой системой социальных гарантий. Глава семейства сирийцев Али Абдула рассказал журналистам, что выплаты и пособия, которые ему пообещали в Вильнюсе, не покрывают расходов на проживание. Он добавил, что недоволен также системой здравоохранения Литвы.
Торг уместен
Белоруссия, однако, при минимальных затратах может извлечь для себя определенные внешнеполитические выгоды. Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослав Романчук сказал «Ленте.ру», что Лукашенко пытается найти точки соприкосновения с Евросоюзом. «Понятно, что для европейских чиновников тема миграции очень болезненная, они приветствуют любую помощь, поддержку в этом вопросе. Белоруссия со своей стороны ищет точки соприкосновения, надеется на финансовую помощь, снятие торговых барьеров. Для Минска важно, что по вопросу беженцев можно сотрудничать, не меняя политических, правовых институтов, на чем раньше ЕС настаивал. Это такая травоядная тема, не требующая внутренних изменений», — говорит эксперт. По его словам, в перспективе Минск надеется получить статус страны с рыночной экономикой, что необходимо для вступления в ВТО. Политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш считает, что тему мигрантов Лукашенко может попытаться использовать и как аргумент в спорах с Россией.
Интересно также то, что европейские чиновники долгое время упрекали белорусский режим в недемократичности, называли «последней диктатурой Европы», однако тема прав человека при обсуждении миграционного вопроса не поднимается. Наоборот, кажется, что Белоруссия устраивает Брюссель именно в своем авторитарном качестве. Демократическая власть вынуждена была бы обсуждать все с населением, согласовывать постройку центров на локальном уровне. В данном же случае есть возможность легко перекинуть хотя бы часть острой проблемы на соседа без лишних вопросов.