На акциях протеста, которые состоялись в воскресенье в Москве и других городах России, оказалось много студентов и даже школьников. Большинство мероприятий не было согласовано с властями: граждане фактически нарушали закон, выражая свое недовольство по тем или иным поводам. «Лента.ру» спросила у партий, которые представляют население в нынешней Госдуме, почему люди протестуют на улицах и к чему это приведет.
Антон Морозов, член высшего совета ЛДПР:
«Навальный и его товарищи рассчитывают, что им удастся принять участие в президентской кампании, построив свою программу на критике власти. Определенное влияние будет, но конкуренцию они составить не смогут. Я не вижу содержательной повестки дня. Понятно, что коррупция есть и будет, она во всех странах есть. Но каким образом они собираются решать злободневные задачи, которые стоят перед страной и регионами, во внутренней политике и во внешней? Об этом нет ни слова. Ответственный избиратель вряд ли за них проголосует.
Я бы не сказал, что сторонник Навального помолодел. Молодежи интересна движуха, а тут в соцсетях заманивали всех, мол, приходите и посмотрите. Дети и пришли посмотреть. Однако политически они никак не мотивированы, для них это просто разновидность тусовки».
Евгений Ревенко, заместитель секретаря генсовета партии «Единая Россия»:
«Вчерашние митинги — это результат агрессивного распространения в интернете информации, не имеющей под собой доказательств, но эффектно упакованной. Поэтому неудивительно, что большинство пришедших на митинги — дети и подростки. Они еще не привыкли критически анализировать информацию, легко поддаются манипуляциям и склонны участвовать в движухе, подчас не понимая серьезности происходящего. Этим и пользуются организаторы подобных мероприятий.
Понятно, что все это часть обдуманной политической кампании, которая имеет мало общего с решением реальных проблем людей. Кампании, в которой используются разные уловки — и подмена фактов, как в известном ролике, и обман людей, как с подачей агитационных митингов за мероприятия против коррупции, и откровенный подкуп, прикрытый компенсациями, которые будут выбиты через ЕСПЧ. И самое бесчеловечное — манипуляция детьми».
Валерий Рашкин, зампред ЦК КПРФ:
«Власть глуха, прозрачности использования бюджетных средств, в том числе чиновниками высшего эшелона власти, нет. Зато есть ужасающая ситуация с [бывшим министром обороны Анатолием] Сердюковым, который сегодня ходит и улыбается.
Он так и остался чиновником высшего ранга, а должен сидеть, причем долго. Четырежды мы пытались инициировать парламентское расследование по Сердюкову в Госдуме, «Единая Россия» не голосует за инициативу. Если так и дальше будет продолжаться, то борьба с коррупцией будет представлять из себя одну показуху, это будет крышкой гроба действующей власти.
Сегодня восемь из десяти выпускников вузов не могут найти работу по специальности. Нет никакого просвета, нет надежды, что он когда-нибудь получит квартиру. Вот это пофигистское отношение к детскому вопросу и молодежной политике выводит молодежь на улицу. В существующих молодежных организациях нет никакого информирования о том, как жить молодому поколению завтра. В этом тупике они будут выходить на улицу и пытаться понять: а что же сделать, чтобы жизнь была лучше».
Михаил Емельянов, член центрального совета «Справедливой России»:
«Людей вышло не так много, как могло выйти. Если собрать всех, кто получает западные гранты, участников могло бы быть больше. Я бы не переоценивал значение этой акции с точки зрения массовости.
У меня нет сомнения в том, что Навальный выражает не только какие-то материалистические интересы, сколько недовольство по отношению к России определенных внешних игроков, недовольство политикой России, как внутренней, так и внешней, патриотическим курсом ее руководства. Эти силы, которые организовывали протесты в 2011-2012 годах, не успокоились и попытаются дестабилизировать политическую ситуацию в России накануне президентских выборов.
Судя по тому, что акция не слишком удалась, должной массовости она не имела, я думаю, что все выльется в банальную дежурную отработку тех денег, которые Запад будет вкачивать на поддержку демократии в России.
Это говорят, что было много молодежи. То, что я видел по телевизору, — там были в основном люди зрелого возраста. Молодежи всегда интересна тусовка, движуха. Этим было обусловлено их участие, а не какими-то сознательными протестными убеждениями. Я бы не уделял большого внимания участия молодежи в этих акциях, это ни о чем не говорит».
Борис Чернышов, один из самых молодых депутатов Госдумы седьмого созыва (ЛДПР):
«Под хорошими лозунгами всегда выходят разные люди, как и в 1917 году. Но не понятно, кто и как воспользуется всеми теми событиям, которые могли бы последовать потом.
Вчера вышли в основном те, кто нормально себя чувствует. Контингент, который поддерживает Навального и Прохорова, — это те люди, которые, по пирамиде Маслоу, достаточно сильно себя уже насытили — они не самые бедные. Они выходят, потому что им не хватает свободы, тех или иных прав.
Определенное влияние на президентскую и губернаторскую кампании они своими поступками окажут, но какого-то коренного всплеска это не произведет. Для той же Москвы митинг с участием 10 тысяч человек — не такое уж экстраординарное событие, как может показаться. На ту же Болотную выходило больше людей.
Процентов 80 пришли на акцию протеста из любопытства. Людям было интересно, что за акция проходит, кто на ней присутствует. Всегда идейных — это 5-10 процентов. И я никогда не поверю, что это стихийное мероприятие. Тут была подготовка, реклама».