«Мы встречали калмыков, которые выступали против негров»

Российские фанаты создали свой особый нацизм

Фото: Reuters

Нацизм среди футбольных фанатов, казалось, почти умер в нулевые, но сейчас возрождается. Немцы столкнулись с этой проблемой трижды за последние пару недель, итальянцы — дважды. Как себя чувствует ультраправое движение в России и откуда оно здесь вообще — в материале «Ленты.ру».

В девяностые и начале нулевых бритоголовых агрессивных молодых людей на российских стадионах было почти невозможно не встретить. Они колесили по городам вслед за командами и били тех, кто им не нравился. Они назывались футбольными фанатами, но по факту ими не были.

Их выход на футбольную сцену — ответ на понятные процессы, связанные с развалом СССР. Но проблема куда глубже. «Это было всегда. Фанатов не нужно считать какой-то отдельной кастой. Они — часть уличной, городской субкультуры. А улица любого европейского мегаполиса, не только российского, — в основном правая. В 90-е годы, когда эти идеи начали проявляться на трибунах, туда же пришли и некоторые политические аспекты», — объяснил исследователь отечественного фан-движения Дмитрий Лекух.

Сама фанатская субкультура с кричалками и стадионным пением стала частью российской реальности в 80-е, придя из Великобритании. Падение железного занавеса лишь ускорило процесс проникновения в культуру российских фанатов идеологии западных коллег, которые в основном были повернуты в правую сторону.

По версии Андрея Малосолова, болельщика с 30-летним стажем, все началось в конце 80-х в таких городах, как Баку, Ереван, Кутаиси, Тбилиси. До 1987 года туда ездили русские фанаты, и все было прекрасно, но после того как демонстрацию в Тбилиси в 1989-м разогнали саперными лопатками, настроения там категорически изменились.

«В 1989-м мы ездили в Баку, где тогда шла резня и происходили ужасные события. На нас, болельщиков ЦСКА, напали местные, и в дело вмешался русский десант, который был там дислоцирован», — вспоминает Малосолов. Но это было только начало. «Самый памятный момент — 1990 год, Ереван. Болельщики "Арарата" вырвались на поле и били всех подряд. Чуть ранее в Кутаиси матч прервали на 86 минут из-за того, что на поле выбежали грузинские фанаты. Их разозлило то, что в ворота ЦСКА не поставили пенальти. Они избили тогдашнего главного тренера армейцев Павла Садырина, нескольких игроков, а одного из болельщиков чуть не убили. Спустя полтора часа матч возобновили, и Кутаиси забил-таки свой гол», — рассказал Малосолов, свидетель тех событий.

Вспомнил он и ряд других случаев тех лет: резню в Фергане на кубковом матче ЦСКА с местным «Нефтяником» и стрельбу в Орджоникидзе в 1991-м. Любой выезд болельщиков ЦСКА, «Спартака» или «Зенита» в южные города оборачивался массовыми потасовками. По словам Малосолова, именно тогда в умах молодежи из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов сформировались радикальные идеи. Тогда же в страну пришла мода на скинхедов, охотников за мигрантами, которых в столицу в то время прибывало немало.

«Я впервые увидел бритых на футболе в 1995-м году. Они выделялись из общей толпы фанатов еще и тем, что носили одинаковую одежду с соответствующей символикой. Мы с ними познакомились, стали общаться. Их идея состояла в следующем: все белые — братья, между ними не должно быть никакой вражды. Шведы у них были викингами, немцы — арийцами, мы — славянами. Весь вред, по их мнению, шел от нелегальных мигрантов», — рассказывает Александр Шпрыгин, глава Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ), в прошлом активный болельщик московского «Динамо», известный как Каманча.

Одним из главных символов ультраправых того времени был кельтский крест — символ кельтского христианства, который в среде скинхедов обозначал превосходство белой расы.

«Практически все фанаты в своей атрибутике использовали кельтский крест. В официальных точках реализации продукции продавались шарфы с изображением креста. Он, например, присутствовал почти во всей атрибутике "Динамо". Доходило до абсурда: в 1999-м для генералов МВД, пришедших в VIP-ложу клуба, было закуплено 20 шарфов с кельтским крестом, и они следили за ходом матча в них. Никто тогда не понимал, что это значит. Что такого во фразе "Все белые — братья»? Что тут отталкивающего? Ничего. Обратная сторона всей этой истории в том, что никто в эту идеологию глубоко не смотрел», — заявил Шпрыгин.

Действительно, глубоко в нацистскую идеологию фанаты не погружались, во многом из-за разного уровня образования. «В уличном фанатском были все, от дворников до академиков. Но даже люди с высшим образованием не всегда могли выстроить архаику от кельтского креста до свастики. Это более серьезные вещи, которые, по сути, не имеют отношения к фанатской жизни», — отметил Лекух.

Пик активности радикалов приходится на начало нулевых. Тогда кресты, свастики и нацистские кричалки были не просто в ходу. Они стали неотъемлемой частью российского фан-движения. «Скинхеды ходили на футбол, и фанаты с ними объединились. Все смешалось, и было сложно понять, кто есть кто», — вспоминает Шпрыгин.

На эти годы пришелся расцвет околофутбольного движения в России. Побоища на национальной почве фиксировались в так называемых фэнзинах — фанатских журналах. Так, в спартаковском Ultras News можно было прочитать отчет о выезде в Элисту, где произошли столкновения с местным населением, которое именовалось «косоглазыми». В фанатском движении того времени была распространена расистская терминология. Некоторые спартаковцы называли себя white power.

Как рассказывает Шпрыгин, даже в столице Калмыкии были сильны нацистские настроения. «Проще сказать, где не было ультраправых фанатов. На Кавказе. Самое забавное, что даже на выезде в Элисту мы встречали калмыков, которые выступали против негров. Хотя калмыки явно отличаются от русских», — рассказал Каманча, участник многих выездов вместе с динамовскими фанатами.

Вплоть до конца нулевых нередки были случаи убийства фанатами кавказцев и не только. Так, в июне 2001 года в Челябинске, около стадиона «Локомотив» группа из пяти скинхедов и фанатов «Зенита» забила до смерти 22-летнего бездомного Дмитрия Недельчева — в порядке «очищения родной земли от всякой нечисти». Руководил убийством 17-летний Никита по прозвищу Юз. Челябинский областной суд приговорил его к восьми с половиной годам лишения свободы, а его подельника, 15-летнего Игоря (кличка Буржуй) — также зенитовского фаната — к пяти с половиной. Местные газеты опубликовали фото, где полтора десятка бритоголовых фанатов «Зенита» вскинули руки в нацистском приветствии.

В том же году прошел печально известный рейд по Царицыно, когда ультраправые жестоко избили более сотни работников местного рынка, приехавших из Средней Азии. Примерно с того момента, по словам Шпрыгина, фанаты и скинхеды начали постепенно отдаляться друг от друга.

«Скинхеды дошли до того, что начали убивать. Они так же организованно избивали, например, посетителей рэп-концертов. Рэп — это негритянская музыка, значит, все, кто его слушает, предали белую расу. Это одно. Но когда ты едешь на акцию и режешь дворника-таджика — это другое. Скинхеды еще приходили на футбол, но не участвовали в акциях фанатов. Спартаковский скинхед вполне мог подраться с армейским после матча. Но фанаты уже не ходили с ними резать продавцов на рынках», — говорит Каманча.

Насилие перед футбольными матчами и после них случалось еще с десяток лет, но в середине нулевых национализм и нацизм на российских стадионах резко пошел на спад. На Западе, а затем и в России против хулиганов развернулась настоящая война. Повсеместное видеонаблюдение, санкции в виде лишения свободы, многократное удорожание билетов и другие меры привели к тому, что в Англии сегодня на стадион ходят в основном люди солидного возраста и достатка. В этом же направлении движется Россия.

Из последних инцидентов такого рода на отечественных стадионах вспоминается 2013 год, когда на традиционно многочисленном выезде в Ярославль кто-то из фанатов «Спартака» развернул на трибунах полотнище со свастикой. Полиция этого болельщика отыскала, наказала его арестом на семь дней и штрафом в размере 50 тысяч рублей. «Спартак» заплатил за его правонарушение в десятки раз больше, и два следующих домашних матча провел без зрителей. Немалая цена.

В апреле 2015 года фанаты «Спартака» и «Торпедо» вывесили на трибунах баннеры с кельтским крестом. Сложность ситуации заключается в том, что по российскому законодательству этот символ не запрещен, однако он полностью противоречит правилам организации «Футбол против расизма в Европе» (FARE). Этим же правилам обязан подчиняться Российский футбольный союз (РФС). Поэтому два московских клуба были наказаны, хотя, по словам Шпрыгина, борьба с этой символикой ведется слишком резко. К счастью, этот эпизод остается самым серьезным за последнее время, что в преддверии домашнего чемпионата мира крайне важно.

Ситуацию периодически пытаются нагнетать британские СМИ. В феврале этого года на телеканале «Би-би-си» вышел фильм «Армия хулиганов России». Картина о жестоких русских должна была убедить англичан, что ехать в Россию на чемпионат мира-2018 опасно для жизни. Главные герои фильма — два болельщика «Спартака» в масках. Один из них на хорошем английском говорит: «Для кого-то чемпионат мира будет фестивалем футбола, а для кого-то — фестивалем насилия». Эта эффектная фраза призвана отбить у англичан последнее желание отправиться на мундиаль.

Футбольное хулиганство и нацизм — явления, которые в нулевые разделились и теперь встречаются редко. Фанаты все меньше вступают в «расовые» драки, выбирая в соперники лишь активную группу поддержки ненавидимых клубов. В какой-то степени это радует. А сдержать пыл отдельных фанатов, желающих, например, повторить марсельское побоище-2016, российская полиция точно в состоянии.

Обсудить
Пришли к успеху
Американская секта порабощала женщин, клеймила их и мучила диетами
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Пиво и сигареты
Тайная жизнь Северной Кореи
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Когда за Квята не стыдно
Как Формула-1 провела безошибочный Гран-при США. Ну, почти безошибочный
Тигуанище
Мы поехали на тест одного удлиненного VW Tiguan, а встретили сразу два
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки