В тени колосса

Эта игра постарела, ее отшлифовали, и она лучше новых: Shadow of The Colossus

Скриншот: игра Shadow of The Colossus

Давным давно, когда Sony зазевались и проигрывали новый виток консольной гонки Microsoft с их свежайшей Xbox 360, самую многочисленную и по сей день игровую приставку PlayStation 2 на излете могли спасти только игры. Их в 2005 году хватало и так, но один эксклюзивный для Sony проект сильно выбивался из общей массы. Такой игрой стала Shadow of The Colossus, но далеко не сразу. «Лента.ру» возвращает себе 2000-е на десять часов и разбирается, стоит ли оно того.

Изначально ничто не предвещало того, что Shadow of The Colossus станет хитом: команда, состоящая из головастого геймдизайнера Фумито Уэды и его друга продюсера, медленно, но верно творила игру мечты. Их заприметили в Sony и вместо полутора калек-разработчиков предложили мощности своих японских студий. Так в 2001 году вышла волшебная Ico про общение мальчика по имени Ико и девочки Йорды, после чего за костяком команды закрепилось прозвище Team Ico. Игра всем безумно и до криков «Шедевр!» понравилась, но ее мало кто купил.

Для команды это могло означать лишь конец японской мечты, но им дали второй шанс. Уэда хотел сделать Nico (что-то вроде нового Ico), но от этой идеи отказались и полностью поменяли концепцию. Но творец всех перехитрил и оставил множество намеков на то, что Shadow of The Colossus по сути приквел той самой игры. Фанаты до сих пор гадают над знамениями, что Ico, Shadow of The Colossus и The Last Guardian вместе создают одну большую вселенную.

Что тогда, что сейчас Shadow of The Colossus играется идентично, с послаблениями в сложности для подающего надежды нового поколения геймеров. 16-летний Вандер приезжает на верном коне Агро в забытый всеми край с одной лишь целью — оживить подругу. Какие-то дикари принесли бедняжку в жертву, потому что у той линии судьбы ведут в темное будущее. В полуразваленном храме герой натыкается на некую сущность, обещающую все сделать в лучшем виде для девчушки. Но есть нюанс — Вандеру придется принести личную жертву и убить 16 ребят «на районе».

Первый пункт контракта, разумеется, его никак не насторожил, а второй и подавно, мало ли кто бродит по округе. Каково же его удивление, когда все они оказываются гигантами из камня, меха и со светящимися глазами. Это и есть колоссы. Какие-то из них размером с девятиэтажку, то есть как раз в масштабе колосса, опрокинутого землетрясением на острове Родос где-то в 220-х до нашей эры. А некоторые с целый «Титаник», если даже не с имперский разрушитель из «Звездных войн». Чем дальше продвигаешься по игре, тем крупнее становятся особи и тем меньше напоминают человекоподобных гигантов. Они начинают летать, ползать на четырех лапах и очень больно бить. Казалось бы, что тут такого, ведь громадные титаны были и в God of War III, зачем заниматься примерно тем же в устаревшей игре?

Shadow of The Colossus, как сейчас модно подмечать, игра в прямом смысле этого слова. Никто не ведет за ручку, показывая все тонкости игровых механик и устройство мира. Есть только игрок, огромная карта и колоссы, к каждому из которых нужно найти свой подход. Напоминает последнюю «Зельду», которая по праву признана лучшей игрой прошлого года. Вот только между этими играми 13 лет разницы, а работают они по одним законам. В этом и есть загвоздка ремейка: игра не устарела и идеально вписывается в тренды.

При встрече с первыми семью колоссами все идет как по маслу, и основное сопротивление оказывает лишь управление. По заветам японского геймдизайна, новая схема кнопок доставляет только дополнительный дискомфорт. А дальше приходится думать, очень долго и до скрежета пластика геймпада в руках. Никаких QTE и прочих современных веяний — только тактика, тайминг и использование окружения против супостатов. Где-то придется и с коня на скаку прыгнуть, где-то несколько минут карабкаться по шерсти колосса, но точно никаких однокнопочных и простых решений, к которым приучила современная видеоигровая индустрия.

Кажется сложным? В 2000-х так было везде, и с игроком не церемонились. Другой вопрос, что можно было для особо ленивых добавить подсказки и указатели, включающиеся в меню, но тогда был бы убит ретро-эффект. Только взгляните на местный компас — где еще вы увидите определение сторон света по отблеску лучей с меча героя! Раз страдали старожилы, то пусть и молодое поколение побудет в их шкуре.

Однако все вышеперечисленное можно было испытать и в HD-ремастере, выходившем на PS3 в 2011. Но сейчас большинство обладателей PS4 не были знакомы с прошлыми версиями консоли, а обделить их никак нельзя. Именно поэтому и сделали полный ремейк, отполировав все до блеска (кроме управления, конечно же). В результате мы имеем один из самых красивых и проработанных ремейков на данный момент.

Чтобы где-то уместить огромных чудищ у Shadow of The Colossus всегда была огромная и пустая карта. В целом все логично — Вандер бегает по забытым Проклятым землям, из-за чего и никакой живности встречать не приходится. Вот только что было хорошо в 2005-м, то легко записать в лень и недоработку в 2018-м, ведь у «сына маминой подруги» по имени The Legend of Zelda: Breath of the Wild при тех же открытых пространствах столько всяких развлечений.

Этот пробел в Bluepoint закрывают сбором реликвий и таинственных золотых монет. Если с первыми все понятно и делается ради заветных трофеев в профиле, то с золотом предков у фанатов множество теорий. Одна из них подразумевает, что если найти их все (на момент написания статьи собрано всего 79), то случится нечто грандиозное, может даже появится 17-й колосс. В общем по давней игровой традиции ждешь, когда покажут мультик.

***

Ситуация у Shadow of The Colossus (2018) непростая. Некогда владельцы PS2 должны были ликовать все то время, что разделяло анонс и выход. Если дома стояла PS3, а на нее куплена HD-коллекция Ico и SoTC, то снова взять ту же конфету, но в новой обертке незачем.

А вот с новыми владельцами PS4 ситуация не так однозначна, потому что все упирается в предпочтения и возраст. Молод и любишь шутеры — велик шанс заплутать и не понять всей шедевральности переиздания. Стар и любишь шутеры — иди дальше играй в свой Call of Duty: WWII и Battlefield 1. Хочется чего-то вдумчивого, легендарного, олдскульного и с качественной картинкой, тогда эта игра — идеальный выбор. Придется превозмогать и мириться с геймдизайном начала 2000-х, но и награда соответствующая.

Наука и техника00:0112 ноября

«России требовалось продержаться полгода»

Эту войну с немцами тоже называли Отечественной, но потом о ней забыли
Наука и техника00:01 8 ноября

Ядерный привет

Китайские ракеты напугали Америку, но из-за них страдает Россия