А мы все ждем золота. Уже который день кажется, что оно вот-вот упадет кому-нибудь из россиян в руки, но все никак. 18 февраля лыжники стали вторыми в эстафете, в которой было вообще все. Еще одну медаль, бронзовую, взял фристайлист Илья Буров. И все это происходило на фоне внезапной мельдониевой атаки на керлингиста Александра Крушельницкого, еще одного бронзового призера.
Герои лыжни и палок
Если о лыжных гонках когда-нибудь снимут драматическое кино (ну а вдруг), то оно будет об эстафете на Олимпиаде-2018.
Центр Игр 18 февраля переместился в горную Альпенсию. По крайне мере, для россиян. Здесь на старт вышли эстафетные четверки. Под номером два к линии подошел Андрей Ларьков — самый опытный спортсмен в российской команде. За ним — 21-летние пацаны. Вокруг — норвежские и шведские монстры.
Ларьков свою десятку завершил лидером, но ему на лыжи едва не наступал казах (что было не особенно ожидаемо). Эстафету принял Александр Большунов. Простой парень, мастер конькового хода, накануне Игр сильно болевший и едва сумевший вырваться из рук врачей, с ходу привез сопернику 12 секунд, а потом продолжил рвать. В то время о шведах и норвежцах все забыли.
В какой-то момент преимущество Большунова достигло 40 секунд. Впереди забрезжило золото. Но это было бы слишком просто. Ближе к финишу он сбавил и ткнул в спину Алексея Червоткина, имея в запасе 25 секунд. Этого оказалось мало.
Червоткин на трассе выглядел тяжелее, чем его партнеры и соперники. У норвежцев и внезапно вырвавшихся в группу преследователей французов получилось догнать россиянина, а потом и обойти. Он до последнего не отставал от соперников, но в конце, уже перед финишем, все-таки отстал. Последнему, Денису Спицову, предстояло отыграть 16 секунд.
Не имею представления, как герой предыдущей гонки не выплюнул собственные легкие, но он быстро догнал норвежца и француза. Последний в итоге сдулся, и Спицов остался один на один с Йоханнесом Клебо. Норвежец этот бой выиграл, к сожалению, легко. На одном из последних подъемов он убежал от отдавшего все силы Спицова и спокойно финишировал с норвежским флагом в руках.
Будто извиняясь, Спицов приехал спустя девять секунд, разведя руки. Без флага. Ему хотелось золота, и он сделал все, что мог. Парни — герои, ведь даже тренер прогнозировал им максимум третье место, лишь в душе надеясь на серебро.
Президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе всю Олимпиаду простояла на трибуне. Ей нет доступа к спортсменам, так что она вынуждена только болеть за них. За финишем Спицова она наблюдала вместе с большой делегацией из России, а после того как Денис пересек линию, эмоций сдерживать не стала. В ее окружении плакали все.
Решение пойти на биатлон далось тяжело. В масс-старте не было ни одного россиянина, а победить должен был Мартен Фуркад. В то же время в «Феникс-центре» проходили соревнования по фристайлу, где были призрачные шансы на русскую медаль.
И все-таки биатлон. В центре бушующей толпы норвежцев, болевших за Эмиля-Хегле Свендсена, смотреть погоню за Фуркадом было вдвойне интересней. Болельщики из Скандинавии на этот раз просто обезумели: согревшись на морозе пивом, один из них начал бегать с колокольчиком и флагом по всей трибуне и кричать.
А между тем на трассе происходило кое-что интересное. За золото масс-старта с Фуркадом боролся немец Симон Шемпп. Спортсмены практически всю дистанцию прошли синхронно и даже на последнем огневом рубеже допустили по одной ошибке. Забавно, но почти вся трибуна встретила промах Мартена одобрительным гудением.
Пробежав лишние 150 метров, француз и немец все равно остались лидерами. Чуть больше чем в десяти секундах шли Свендсен с Эриком Лессером, но в борьбу за первое место вмешаться им было не суждено.
На финише Фуркада, пожалуй, спасла длина ног. Они с Шемппом пересекли линию в одно время, и лишь сотая доля секунды сделала Мартена чемпионом, хотя изначально на табло его фамилия значилась второй. Но снова стать серебряным призером он не мог себе позволить: четыре года назад его опередил Свендсен. Теперь Фуркад отыгрался.
А в том самом «Фениксе» происходили замечательные вещи. Россия получила первую с 2006 года медаль во фристайле, ее обладателем стал 26-летний Илья Буров. Стоя на пьедестале, он обнялся с украинцем Александром Абраменко и оказался укутанным в украинский флаг. Вот она, Олимпиада, вот она, дружба народов! Несмотря ни на что.
Сегодня вообще все наши медали — это история преодоления неприятных обстоятельств. Лыжники болели, а Буров в 2016-м попал в серьезную аварию, получил многочисленные травмы — к счастью, не поставившие крест на его карьере. Но начать тренироваться он смог только этим летом.
«Конечно, были нехорошие мысли в больнице, ведь каждый день одно и то же. Но я знал, что могу бороться здесь за медаль, что надо терпеть и готовиться, а там все получилось бы», — рассказал Буров. Теперь на мушке — Пекин-2020.
И снова здравствуйте
Мы вроде бы не в 2016 году, но снова видим: российского спортсмена подозревают в употреблении мельдония. В допинг-пробе Александра Крушельницкого, керлингиста, который несколько дней назад вместе с супругой Анастасией Брызгаловой занял третье место в олимпийском турнире в дабл-миксте, якобы обнаружен запрещенный препарат.
Все это очень странно. Комиссия Международного олимпийского комитета (МОК), которая рассылала приглашения россиянам на Игры, рассматривала только самых «чистых» спортсменов. Ни один человек, хоть как-то связанный с допингом, попасть в Пхенчхан не мог. Да и логика подсказывает, что никто бы не рискнул принимать что-то запрещенное, когда за каждым походом в туалет пристально следят. Да и, простите, допинг в керлинге? Серьезно? Такое даже представить трудно.
Пока никаких официальных подтверждений не было. «Завтра будут вскрывать пробу B нашего спортсмена, и после этого будет официальное подтверждение. Просто нужно понять, что никаких красивых побед от наших спортсменов МОК не нужно. Слишком уж интересно смотрелась наша пара. Никакого мельдония там и близко нет, просто желание дискредитировать Россию», — заявил первый вице-президент Федерации керлинга России Андрей Созин.
Если проба B тоже окажется положительной, то сборная России на Олимпиаде так и не появится. Комиссия, наблюдающая за соблюдением условий участия спортсменов под олимпийским флагом, этого не допустит. И тут уже неважно, случайно или специально мельдоний попал в организм Александра. Главное, что допинг в анализе есть.