Экономика

Ловушка для «Росгосстраха» Или как бывшая «дочка» по дешевке использует имя покинутой «матери»

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Суд по интеллектуальным правам 3 сентября рассмотрел кассационную жалобу группы «Росгосстрах» к бывшей дочерней структуре — компании «РГС-Жизнь» об обогащении за счет товарных знаков материнской компании. Пока решение не принято, заседание продолжится 5 сентября. Казалось бы, что может быть криминального в том, что «дочка» использует в коммерческих целях имя «матери»? Если бы не один нюанс — «РГС-Жизнь» уже давно живет самостоятельно и к «Росгосстраху» никакого отношения не имеет.

Судебный спор между родственными (в прошлом) коммерческими структурами длится уже несколько месяцев, однако Арбитраж пока не стремится встать на сторону «Росгосстраха» и обязать бывшую «дочку» компенсировать убытки компании от использования товарного знака «на стороне». Ситуация может оказаться прецедентной и в дальнейшем сыграть злую шутку еще с каким-нибудь субъектом бизнеса.

Отставленная, но не покинутая

Началось все с того, что компания «Росгосстрах-Жизнь» («РГС-Жизнь») в декабре 2016 года вышла из группы компаний «Росгосстрах» (РГС), в рамках и под сенью бренда которой она существовала с момента основания, оставаясь при этом какое-то время под контролем бывшего президента группы Данила Хачатурова.

В начале же сентября 2017 года контроль над группой «Росгосстрах» перешел от прежних собственников, в том числе Хачатурова, к Банку России, как следствие реализации мер по предупреждению банкротства банка «Открытие», с которым страховая группа была аффилирована. А 4 сентября 2017 на должность директора группы был назначен известный топ-менеджер в сфере страхования Николаус Фрай.

Как принято в подобных случаях, новый глава страховой группы начал ревизию деятельности прежних владельцев, в ходе которой было установлено, что 6 февраля 2017 года, то есть уже после того, как «РГС-Жизнь» официально вышла из группы РГС, обе компании без какой-либо видимой причины расторгли ранее действовавший лицензионный договор на использование 13 основных товарных знаков «Росгосстраха», включая логотипы и слоганы бренда.

Данил Хачатуров

Данил Хачатуров

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

И решение о разрыве действовавшего на тот момент лицензионного соглашения оказалось бы логичным в свете выхода «РГС-Жизнь» из группы, если бы последующие взаимоотношения двух бизнес-структур были пересмотрены и оформлены, как рыночные. Если бы все не получилось ровно наоборот. Так как к удивлению ревизионной группы выяснилось, что между двумя компаниями был заключен новый лицензионный договор (копия документа имеется в распоряжении редакции «Ленты.ру»), который включал кабальные для группы «Росгосстрах» условия. А именно: в новом договоре сохранялся номинальный размер вознаграждения за пользование товарными знаками группы в размере всего 15 тысяч рублей в квартал за один знак, «РГС-Жизнь» передавалось вдвое большее количество товарных знаков, чем это было предусмотрено предыдущим соглашением, и наконец, в отличие от первоначального договора, группа «Росгосстрах» лишалась права на расторжение отношений в одностороннем порядке.

Таким образом, группа «Росгосстрах» на 7 лет, а именно такой срок оказался прописан в новом лицензионном договоре, лишилась возможности получать адекватное рыночное вознаграждение за свои основные товарные знаки, под которыми она работает на рынке долгие годы. А уже сторонняя ей компания наоборот — получила возможность мимикрировать под бренд крупного и известного на рынке бренда. Тем самым получив возможность при минимальных затратах — практически за бесценок — извлекать колоссальную выгоду из сложившейся ситуации. «Судьба спора зависит от подхода, который изберут вышестоящие инстанции. При всестороннем рассмотрении дела судам потребуется дать развернутую оценку экономического и юридического существа оспариваемых сделок, которые, как видно, могли быть заключены при весьма неоднозначных обстоятельствах», — рассуждает адвокат, руководитель юридической фирмы «ВЕДА» Андрей Козлов.

Фото: Александр Саверкин / ТАСС

Судебные баталии

Естественно, что новые владельцы известного всей России бренда, на захотели мириться со сложившейся ситуацией. Для чего сначала ими была проведена оценка размеров убытков, которые группа понесла в результате заключения нового лицензионного договора. Здесь надо сказать, что согласно заключению специалиста — эксперта Школы оценщиков интеллектуальной собственности Людмилы Понкратовой (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру»), если бы «РГС-Жизнь» использовала товарные знаки группы «Росгосстрах» на рыночных условиях, то только за первый квартал 2017 года вознаграждение правообладателя должно было бы составить 453 миллиона рублей, в то время как по договору к оплате начисляется лишь 195 тысяч рублей.

Естественно, что выводы экспертов побудили группу «Росгосстрах» совершить следующий логичный шаг — обратиться в правоохранительные органы и суд с тем, чтобы пресечь действие циничной схемы по выводу активов РГС в пользу компаний, аффилированных с Данилом Хачатуровым. В том числе с «РГС-Жизнь». Однако на сегодняшний день точка в споре не поставлена, и одна из крупнейших страховых компаний России, да еще и с государственным участием, ежеквартально теряет сотни миллионов рублей.

В судах «РГС-Жизнь» ссылается на то, что когда-то между РГС и «РГС-Жизнь» уже существовали аналогичные договоры, поэтому новое лицензионное соглашение не является чем-то из ряда вон выходящим. При этом корректность данного утверждения можно легко подвергнуть сомнению, хотя бы потому, что прежние соглашения заключались в период, когда «РГС-Жизнь» находилась внутри группы РГС, а также потому, что у «Росгосстраха» было право в любой момент разорвать невыгодные взаимоотношения. Сейчас же группа такой возможности лишена. А ее оппоненты, прикрываясь документом, созданным в кризисный для бизнеса РГС период, пытаются представить соглашение, как легитимное и настаивают на сохранении status quo. Между тем если ситуация останется неизменной, то госкомпания продолжит ежегодно терять миллионы рублей, которые можно было бы направить на развитие бизнеса.