Перезапуск одного из величайших военных шутеров Call of Duty: Modern Warfare рискует стать самой скандальной игрой за долгие годы. Особенно в России — из-за обилия спорных тем, которые пытаются поднять авторы. Пока о прямом запрете никто еще не высказался, но Sony уже отказалась продавать игру в своем магазине, как и российские ретейлеры. «Лента.ру» рассказывает, почему у новой Call of Duty появились проблемы и в чем обвиняют ее создателей.
Многие федеральные СМИ встретили анонс с уже опущенным забралом. Например, в мае «Россия-24» выпустила репортаж о «пропаганде и русофобии», которые якобы содержатся в игре из-за позитивного освещения организации «Белые каски». Но это оказалось вершиной айсберга. В том же мае студия Infinity Ward показала избранным журналистам демонстрацию сюжетной кампании, о которой до сих пор предпочитают не говорить публично.
Опасения разработчиков понятны: вместо очередной бездумной мясорубки они пытаются показать современную войну честно — как грязный и кровавый бизнес. Именно поэтому вместо размашистой рекламной кампании игрокам показали лишь пару куцых роликов с обрывками фраз об ужасах войны. Также создатели не хотят никого оскорбить и, как сообщают многие причастные к производству, активно вырезают из своего детища особо шокирующие эпизоды. А их в Modern Warfare предостаточно.
Единая Кастовия
В их числе, например, миссия, в которой предводитель сепаратистов из вымышленной страны Кастовия (или из реальной России — разработчики не уточнили это) генерал Барков нападает на выдуманную ближневосточную страну Урзыкстан. При этом разработчики несколько раз подчеркнули, что действует он только по своей инициативе, а не по приказу сверху. В любом случае, выглядит вторжение жутко: спецназовцы убивают всех вокруг и распыляют химические вещества. Эта жестокость мотивирована желанием уничтожить урзикстанских боевиков и всех им сочувствующих.
Очевидно, что фрагмент вдохновлен войной в Сирии. При этом вышеописанные события демонстрируются не с точки зрения вояки. В центре внимания — малолетняя девочка Фара Карим, которая пытается спастись вместе с отцом и братом. Они забегают домой за вещами и привлекают внимание российского солдата, который тут же врывается в их хижину и забивает родителя насмерть. Девочке предстоит убить бойца подручными средствами. Например, секатором перебить сухожилия на ногах. А затем бежать от войны, чтобы в итоге самой стать солдатом в полутеррористической организации сопротивления. Интересно, что на демонстрации игры в России эту миссию не показали, хотя в игре она осталась. Вместо нее был эпизод с уже повзрослевшей Фарой, которая рассуждает о войне за свободу.
Создатели рассказывают, что вдохновлялись фильмами «Апокалипсис сегодня», «Убийца», «Американский снайпер», «Повелитель бури», а также рядом документальных работ. Все эти картины объединяет отсутствие деления событий на черное и белое. Поэтому генерал Барков не показан как инфернальный злодей. Его можно сравнить с полковником Курцем — человеком, который решил вершить зло из-за благих намерений. В ту же категорию попадают еще два антагониста Modern Warfare — американский генерал и предводитель боевиков по прозвищу Волк.
С последним связана вторая миссия, которую показали разработчики. Теперь действие разворачивается в ночном Лондоне после крупного теракта, устроенного Волком. В заставке герои стоят на площади, которая завалена мешками с трупами. А во время миссии бойцы SAS штурмуют дом под руководством легендарного капитана Прайса. Все происходит в кромешной темноте, а узкие коридоры лишь усугубляют чувство клаустрофобии. Вокруг снуют дети, боевики прячутся в углах и маскируются под гражданских.
Во время коротких перестрелок кровь брызгает на экран. Эмоциональная кульминация происходит в комнате с женщиной-заложником, которая умоляет о пощаде, но если отвести от нее оружие — хватается за пистолет и начинает расстреливать отряд спецназа. Ее приходится убить. Да, это жестоко, но основная мысль создателей — показать весь ужас терроризма — в такие моменты впивается в мозг с особой отчетливостью. Кстати, столица Британии — не единственное реальное место действия. Одна из ключевых битв игры пройдет на улицах Санкт-Петербурга.
Столь обширный разброс локаций призван показать: нет плохих и хороших наций — есть просто разные люди. А война может начаться везде. Именно эта позиция не позволяет Modern Warfare скатиться в клюкву и треш.
Но этот антимилитаристский посыл разобьется об очередные разговоры о русофобии, «неприкрытых атаках Запада», вмешательстве во внутреннюю политику страны. А говорить о новой Call of Duty точно будут долго. Особенно когда узнают, как в сюжете показан конфликт на Украине.
«Такие игры — как наркотики!»
Скандал с Call of Duty в России происходит не в первый раз. В 2009-2010 годах в Modern Warfare 2 пресса обратила внимание на миссию «Ни слова по-русски». По сюжету, агент ЦРУ внедрился в террористическую организацию и принял участие в расстреле мирных жителей в аэропорту, напоминающем Шереметьево. В итоге агента раскрывают и убивают. Найденное нашими спецслужбами тело американца провоцирует третью мировую войну.
После демонстрации геймплея, в котором игроку приходилось казнить граждан, молящих о помощи, а затем вступать в перестрелку с ОМОН, пользователи стали подозревать, что проект может не выйти в России. Отчасти так и произошло. Дату выхода на консолях несколько раз переносили, а затем и вовсе убрали. Версия для PC, которая стала единственным легальным способом поиграть в Modern Warfare 2, оказалась урезанной — той самой миссии в ней не было.
На этом проблемы с релизом не закончились. 13 января 2010 года в Госдуме выступил депутат от ЛДПР Валерий Селезнев, который потребовал внести Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов: «Уже одного того, что эта игра содержит множественные детализированные сцены насилия, достаточно для признания ее пропагандой насилия и экстремизма. Но ее авторы пошли дальше: в качестве одного из заданий игроку предлагается поучаствовать ни много ни мало в уничтожении пассажиров российского аэропорта и убийстве сотрудников спецназа ФСБ».
Столь радикальное заявление депутат подкрепил собственными домыслами. Например, сравнил издателя игры с наркодилером и уличил в зарабатывании грязных денег.
«Российским распространителям игры не терпится нагреть руки от продаж, тем самым став частью преступного действия мирового масштаба… Недостатки в правовом регулировании вопроса позволили “1С-СофтКлаб” действовать по образу наркокартеля. Они в прямом смысле подсаживают молодежь на иглу жестоких компьютерных игр. По всему миру игра Call of Duty: Modern Warfare 2 собрала более трех миллиардов долларов менее чем за полгода после своего выхода. Такая прибыль может быть сопоставима только с продажей наркотиков, оружия, торговлей людьми, распространением порнографии».
В разговоре с «Вестями» Селезнев не останавливался: «Если бы уничтожали американцев и некий условный американский объект — аэропорт штата Вашингтон, — то, я думаю, вмешался бы лично президент Обама». Это иронично, потому что в той же Modern Warfare 2 армия России вторглась в США, захватила и уничтожила Вашингтон, а в продолжении оккупировала Нью-Йорк.
Скриншот: игра Call of Duty Modern Warfare
Поэтому ни о какой преднамеренной русофобии и желании оскорбить кого-то речи не идет, а штамп о «злых русских» продолжает жить по двум причинам: желание заработать денег и творческие амбиции авторов. С первым все ясно — игровой гигант Activision делает продукт для той аудитории, которая приносит больше денег, а Россия вовсе не из их числа. Делать злодеями условных немцев или англичан просто экономически невыгодно, мало ли — обидятся те, кто вносит основную лепту в рекордные продажи серии.
С творческим аспектом все сложнее. Он плотно связан с личной позицией авторов и новостной повесткой. Развал СССР, падение железного занавеса и окончание холодной войны уничтожили большинство стереотипов, и русские предстали перед мировым сообществом хорошими ребятами. Куда-то делись жестокие агенты КГБ, безумные советские ученые из фильмов про Джеймса Бонда. Например, в 2001 году вышел блокбастер «Враг у ворот» про Сталинградскую битву и снайпера Василия Зайцева, которого изображал Джуд Лоу. В той же Call of Duty за «хороших русских» можно было играть в первой, второй и пятой частях.
Но сейчас Россия находится под санкциями, и некоторые считают ее вселенским злом, оккупировавшим Крым, вмешивающимся в выборы, травящим бывших разведчиков и развязывающим войны. В целом имидж совсем неблагоприятный, и вроде бы делать Россию главным злодеем в играх — очевидное решение. Однако в Modern Warfare это не так: Россия вместе с США борется с терроризмом, у которого, как известно, нет национальности. А для всех злых парней выдумали отдельную страну Кастовию.
Перегибы на местах
«Мы просто не хотели втягиваться в политику любой конкретной страны нашего мира… Ведь мы хотим показать эмоциональные сюжетные моменты, увлекающий геймплей без постоянных волнений в духе: "Здесь конфликт изображен неточно. Этого не происходило. В этой стране пять или десять партий, и если действие будет разворачиваться здесь, то нам нужно рассмотреть куда более сложную политическую обстановку — настолько, что в контексте видеоигры это попросту нереализуемо"».
Несмотря на все перестраховки разработчиков, в России у игры начались проблемы еще до ее выхода. Причем речь идет не о прямом и полном запрете игры (во всяком случае, с таким заявлением никто из чиновников не выступал), а о «перегибах на местах». Первой выступила Sony, которая удалила всю информацию об игре из магазина игр для PlayStation 4, отменила все предзаказы и отказалась поддерживать бета-тестирование. Вслед за этим компания вырезала трейлер игры из русскоязычной презентации State of Play, а возмущенные комментарии пользователей просто удалялись без объяснений. Однако этот трейлер доступен в полной версии презентации, а также на официальном YouTube-канале Call of Duty.
Вместе с тем в России нельзя будет купить дисковую версию Call of Duty. Ни в одной из российских сетей до сих пор не появилось информации об игре, и нельзя сделать предзаказ. Причина игнорирования одного из крупнейших релизов года не раскрывается. По информации «Ленты.ру», дисков в России не будет вообще, так как все боятся неких «проблем». При этом в остальных странах, в том числе на Украине и в Белоруссии, подобных ограничений нет.
Аккурат после анонса игры в мае этого года, в котором мельком показали членов организации «Белые каски», российские СМИ оскорбились и обвинили разработчиков в русофобии. «Царьград» посчитал, что члены этой организации станут главными героями и будут спасать людей от «плохих русских», чего на самом деле не было ни в ролике, ни в рассказах разработчиков. «Россия 24» пошла тем же путем и весь акцент делала на кадрах с «Белыми касками», по полутораминутному ролику вынесли игре вердикт: «То ли хит для консолей, то ли очередная притча о героях-американцах и злых, опасных агрессорах русских, которых засыпают бомбами с неба. Одно из центральных действий происходит, как говорят, в вымышленной ближневосточной стране, которая отчетливо напоминает Сирию… Цель провокации ясна: скомпрометировать так называемый режим Асада, а в версии Call of Duty — еще и российские ВКС, которые оказывают поддержку сирийским вооруженным силам».
Приглашенный эксперт из Департамента политологии Финансового университета при Правительстве России Геворг Мирзаян подчеркнул, что ему известно о связях Минобороны США с Голливудом и разработчиками компьютерных игр: «Человек, который играет в игру за персонажа, отождествляет себя с ним очень часто. И, соответственно, порождается некая эмпатия к этому персонажу».
«Мы создали игру не для пропаганды, а чтобы рассказать полную нюансов человеческую историю. Наши вымышленные персонажи видят события по-своему, что показывается в сюжете, и когда игроки пройдут кампанию целиком, они увидят, что мы создали "серый" мир, где плохое и хорошее есть на каждой стороне конфликта. В игре есть и герои, и злодеи из России, США и с Ближнего Востока, — рассказал «Ленте.ру» нарративный директор Infinity Ward Тэйлор Куросаки. — Мы представим совместный режим "Спецоперации", в котором повествование кампании продолжится. В этом режиме силы с Востока и Запада будут работать бок о бок против общего врага — террористической организации».
Возможно, с выходом Call of Duty Modern Warfare начнется новое противостояние игровой индустрии с властью и возникнут очередные требования, выражаясь официальным языком, регулирования рынка игр. Главное — помнить, что подобная фанаберия — крик вместо дела. Даже в репортажах государственных телеканалов озвучивается мысль, что пора начать делать свое, с «правильной» подачей всех спорных событий. Но пока они лишь критикуют чужое.