Более 700 миллионов человек во всем мире живут в нищете. Пять миллионов детей ежегодно умирают, не дожив до пяти лет. Несмотря на серьезный прогресс в преодолении бедности за последние 20 лет эта проблема все еще стоит довольно остро. Нобелевскую премию по экономике в 2019 году дали именно за вклад в борьбу с нищетой. Этой награды удостоились сразу трое ученых: Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер. Жюри Шведской академии наук отметило их экспериментальный подход, изменивший развивающиеся экономики. Рецепт от бедности — в материале «Ленты.ру».
В 2018 году ООН провела исследование бедности, которое охватывало 105 стран и 5,7 миллиарда человек. Выяснилось, что 23,5 процента живут за чертой бедности, а 46 процентов — в «исключительной бедности» и не имеют доступа к медицинским услугам или образованию.
Экономисты предметно изучали бедность с середины XIX века, но в основном это были теоретические исследования, пытавшиеся найти характерные черты, объясняющие отличие бедных от остального общества. Бороться с бедностью зачастую предлагалось за счет стимулов, эффективность которых редко проверялась на практике.
Лауреаты Премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля 2019 года действовали иначе. Результатом их 20-летней работы стал новаторский подход, предлагающий решать глобальную задачу путем ее деления на более мелкие составляющие. Дробление проблемы на сегменты в свою очередь предполагает дальнейшую экспериментальную работу в каждом из них — например, в образовании или детском здравоохранении.
Ученье — свет
В середине 1990-х годов Майкл Кремер и его коллеги из Гарварда использовали полевые эксперименты, чтобы протестировать меры, которые могли бы улучшить школьное образование в западной Кении, где дети ходят в школу голодными и зачастую не имеют доступа к учебникам. Затевая исследование, Кремер хотел узнать, улучшатся ли результаты учеников, если школа обеспечит их книгами и питанием, приведут ли эти инвестиции к повышению качества образования. Чтобы ответить на поставленный вопрос, экономист взял несколько школ, которые нуждались в значительной поддержке, и случайным образом разделил их на группы.

Фото: Altaf Qadri / AP
Все школы, участвовавшие в эксперименте, получили дополнительные ресурсы, но в разном формате и в разное время. Так, одной группе предоставили большее количество учебников, другой — бесплатное школьное питание, в третьей добавили денег учителям.
Вот только оказалось, что ни еда, ни книги не имеют ровно никакого влияния на результаты обучения. Ученые пришли к выводу, что основной проблемой во многих странах с низким уровнем дохода является не нехватка ресурсов — главное препятствие заключается в том, что преподавание недостаточно адаптировано к потребностям школьников. При этом адресная помощь отстающим ученикам позитивно сказывалась на общих образовательных результатах.

Майкл Кремер
Таким образом, эксперименты, проводимые Кремером, наглядно продемонстрировали, что обеспечение школ учебниками само по себе не поможет детям узнать больше; для повышения уровня образования нужно улучшать качество преподавания и развивать индивидуальные подходы к ученикам. В числе эффективных методов предлагается группировать детей по уровню знаний, а не по возрасту или классу; сосредотачивать внимание на основополагающих навыках, а не только и не столько на учебной программе; отслеживать прогресс детей.
В результате переориентация обучения улучшила возможности получения образования для более чем 60 миллионов детей в Индии и Африке.
На здоровье
Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло из Массачусетского технологического института (MIT) проводили схожие исследования в других странах, в том числе в Индии. Более 80 процентов всех беднейших людей на Земле проживают в Африке к югу от Сахары и в Южной Азии. Несмотря на то что Индия сократила уровень бедности с 55 до 28 процентов за десять лет, она все еще остается страной с самым большим количеством бедных — 364 миллиона человек. Благодаря Банерджи и Дюфло в двух индийских школах, в Мумбаи и Вадодаре, внедрили практику экспериментального обучения. Оно отвечало потребностям детей из бедных семей и включало индивидуальный подход, который доказал, что даже самые слабые ученики могут показывать хорошие результаты. Сегодня по этим программам обучают уже более пяти миллионов индийских детей.

Абхиджит Банерджи
Помимо образования, Банерджи и Дюфло проводили ряд экспериментов в сфере здравоохранения. По мнению ученых, первоочередная задача правительств бедных стран заключается в максимальном облегчении доступа малоимущих к профилактическому медицинскому обслуживанию. В частности, предлагается размещать раздаточные пункты с бесплатной хлоркой рядом с источниками воды, вознаграждать родителей за вакцинацию детей, бесплатно выдавать препараты для дегельминтизации и питательные добавки в школах.
По словам Дюфло, в Индии сельские жители редко решаются отправиться за много километров в медпункт, поскольку медиков часто не бывает на рабочем месте. В результате всю необходимую вакцинацию проходят не более шести процентов детей. Тогда экономисты предложили использовать передвижные лаборатории — устанавливать их в будние и выходные дни в местах скопления людей и предлагать сделать прививку. Это почти втрое увеличило число привитых детей — до 18 процентов.

Эстер Дюфло
Однако еще больший эффект дала система поощрений — матерям прививавшихся детей давали килограммовую упаковку чечевицы, и количество привитых детей выросло до 38 процентов. Кроме того, выяснилось, что таким образом одна вакцина в конечном итоге обходится государству дешевле, чем если не добавлять никаких стимулирующих мер, а просто звать семьи на стационарные медпункты. Главный вывод Нобелевских лауреатов заключается в том, что для выхода из ловушки бедности людям требуется мощный экономический толчок, после которого они смогут уже самостоятельно двигаться вперед.
Сообразили на троих
Все трое ученых живут и работают в США. Майкл Кремер родился в 1964 году, степень доктора экономических наук он получил в Гарварде, где теперь профессор. В своих работах американец изучает сферы образования, здравоохранения и сельского хозяйства в развивающихся экономиках, в частности, в странах Латинской Америки. Кремер — один из авторов механизма рыночных обязательств, стимулирующего частные инвестиции в разработку и распространение вакцин в развивающихся странах.
Абхиджит Банерджи родился в 1961 году в индийском городе Бомбее (с 1995 года — Мумбаи). В 1988 году получил степень доктора экономических наук в Гарварде. На сегодняшний день является профессором экономики Массачусетского технологического института (MIT). Основное направление его исследований — экономика развития.

Фото: Mahesh Kumar A. / AP
Банерджи — муж и научный руководитель Эстер Дюфло. Они совместно провели несколько классических исследований и написали по ним работы.
Эстер Дюфло родилась в 1972 году в Париже. Получила степень доктора экономических наук в MIT и работает профессором в этом же институте. Дюфло — вторая женщина в истории, которая получила премию памяти Нобеля по экономике. Кроме того, она самая молодая из лауреатов этой награды. До этого рекорд принадлежал 51-летнему американцу Кеннету Эрроу. Экономистка имеет связи с Россией — в 1993 году она работала в Москве научным ассистентом Джеффри Сакса, который возглавлял группу экономических советников президента Бориса Ельцина. Дюфло хорошо знает русский язык и даже защитила диссертацию по истории первой пятилетки в Советском Союзе.
На повестке дня
Западный мир фокусируется на проблеме бедности уже не первый год, поэтому победа ученых, заложивших фундаментальные основы именно в этой области, вполне ожидаема. Актуальности исследованиям Банерджи, Дюфло и Кремера добавляет недавнее выступление нового главы Генассамблеи ООН. Тиджани Мухаммад-Банде, в частности, заявил, что свою главную задачу он видит в искоренении бедности, а также в борьбе с безграмотностью и голодом.
Годом ранее Нобелевскую премию по экономике получили американские ученые Уильям Нордхаус и Пол Ромер. Жюри Шведской академии наук отметило их вклад в развитие методов макроэкономического прогнозирования в контексте глобальных изменений климата и технологического прогресса. Работы ученых позволили значительно расширить методы моделирования рыночной экономики в контексте природы, опыта и знаний.