Очень много синонимов к слову «кошмар» можно подобрать, описывая выступление российский клубов в Европе в сезоне-2019/2020. На начальном этапе их было шесть, до групповой стадии Лиги чемпионов и Лиги Европы добрались четыре, а весной не будет ни одного. «Зенит» и «Локомотив», ЦСКА и «Краснодар», завершив европейскую кампанию так рано, столкнулись с вопросом: почему российский клубный футбол оказался в худшем положении за последние годы? «Лента.ру» — о том, какой грустной для России была эта футбольная осень.
Посчитали вслух
Говорят, смотреть российский футбол на стадионе — затея так себе, мол, лучше это делать дома перед телевизором. Чтобы была возможность переключить канал. Такова его природа: в России, на зеленых практически круглый год полях (с газонами в стране работать научились, да и новые стадионы построены с учетом нашего климата), устраивается действо, похожее на возню в болоте. Попробуйте в болоте двигаться быстро — только скорее утонете.
У нас играют медленно, вязко, с прицелом на результат любой ценой — лишь бы не утопнуть, действуя при этом на минималках: с минимумом новых идей, минимумом новых людей, минимумом здоровой конкуренции. И вот мы утопаем в собственном болоте, закинув голову вверх и пытаясь разглядеть там какое-то будущее, но не видя, что происходит вокруг. Евросезон-2019/2020 показал нам, что российские клубы не могут затянуть в эту трясину соперников, стиль игры которых эволюционировал, или соперников, хотя бы готовых играть страстно и самоотверженно.
Но это слова, а в футболе провал и кошмар очень хорошо иллюстрируют цифры:
1) Российские клубы проиграли три матча из четырех на финише еврокубков. В матчах, имевших турнирное значение, не забили ни одного мяча.
2) Три российских клуба из четырех заняли последнее место в своих группах.
3) В плей-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы сыграют по семь команд из Англии и Испании, четыре из Германии и, например, по одной из Греции, Румынии, Кипра, Болгарии. От России не будет ни одного клуба.
4) Впервые за 18 лет в весенней стадии еврокубков не сыграют российские команды.
Есть и частные показатели. «Локомотив», например, второй год подряд проиграл пять матчей из шести. Соответственно, и последнее место железнодорожники тоже занимают второй год подряд. ЦСКА и «Краснодар» в первом туре проиграли матчи с общим счетом 1:10 — когда такое вообще было? А «Арсенал» тульский принес России первое в истории поражение от клуба из Азербайджана, еще в квалификации Лиги Европы пропустив в следующую стадию «Нефтчи».
В общем, цифрами можно увлечься до такой степени, что придется обратиться к психологу. К слову, российскому футболу сеанс терапии совсем бы не помешал.
Крушение надежд
Зимой прошлого года «Зенит» по-чемпионски усилился. Клуб совершил ряд грамотных сделок, усилив каждую линию. Появились: защитник с хорошим пасом Ярослав Ракицкий, мобильный опорник Лукас Барриос и один из сильнейших форвардов, играющих в чемпионате России, Сердар Азмун. Золото национального первенства отправилось в Петербург, «Зенит» вышел на летний трансферный рынок участником группового этапа Лиги чемпионов и приобрел футболистов, как казалось, как раз под евросезон.
«Зениту» с самого начала не повезло с группой, в которой не было явного фаворита. «РБ Лейпциг», «Лион» и «Бенфика» — команды с разным еврокубковым опытом, но все крепкие и очень неудобные для игры вторым номером — а так, как правило, в Европе сине-бело-голубые и играют. «Локомотиву» было парадоксальным образом проще. Москвичи оказались в «группе смерти» с «Ювентусом», «Атлетико» и «Байером» и считались явным аутсайдером.
Тем удивительнее оказался старт российских клубов в Лиге чемпионов, старт, внушающий надежду и даже какое-то доверие: что «Локо», что «Зенит», казалось, в этот раз ситуацию контролируют и понимают, как нужно играть. Питерцы на выезде добились ничьей с «Лионом», железнодорожники вообще в классном стиле обыграли «Байер», считающийся одной из самых интересных команд в Европе с точки зрении комбинационного футбола.
И каким был шок после того, что устроили ЦСКА и «Краснодар» в первом туре в Лиге Европы, в один день по очереди проиграв со счетом 0:5 и 1:5. Это больше напоминало какой-то сбой в системе, а в итоге оказалось началом грустной повести с кольцевой композицией: в последнем туре российские команды проиграли в трех матчах из четырех, пропустили восемь мячей и забили один.
У «Зенита», «Локомотива», ЦСКА и «Краснодара» по ходу группового турнира были разные проблемы. Петербуржцы, усилив состав, продолжали играть трусливо и сломались в самый неподходящий момент. Красно-зеленые, изначально находясь в безвыходном положении, потеряли полкоманды: у Юрия Семина в итоге было только 11 футболистов для игры на два фронта — осень оказалась провальной на обоих. ЦСКА год за годом выжимает из состава максимум возможного. Этого хватает для чемпионата России, но о каких европейских успехах армейцев в Европе вы слышали последний раз? «Краснодар» же, став стабильным участником Лиги Европы, в этом году замахнулся на Лигу чемпионов, и кажется, провал в квалификации команду сильно подкосил.
Проблемы были разные, итог — один.
В домике
Мания величия, в основании которой — шелуха; отказ признавать существование целой тонны проблем, глубинных и поверхностных; шаги, которые уводят от конечной цели. Российский клубный футбол — пациент в тяжелом состоянии.
Мы год от года верим, что наш футбол вот-вот ждет прорыв, причем прорыв этот возглавят выращенные на дрожжах лимита на легионеров россияне. Лимит работает уже лет десять и ужесточается раз за разом: в сезоне-2020/2021, например, заработает схема «8 плюс 17», которую тот же Сергей Семак разобрал критически, в том числе указав на падающую конкурентоспособность в Европе. Российский чемпионат, где темп игры замедляется с каждым годом, «ускорить» вполне могли бы иностранцы, которые не проходят в составы европейских команд. Но кто поедет в страну, зная, что не будет играть из-за навязанного правила?
Молодых футболистов у нас принято учить играть на результат, забыв о зрелищности. Методики, которые используют детские тренеры, устарели, но иногда создается впечатление, что они же (методики то есть) распространены и на высшем уровне, среди тренеров команд-участниц еврокубков. Имея в составе воспитанных для оборонительной игры футболистов, «Зенит», «Локомотив», ЦСКА выходят против быстрых современных соперников из Франции или Испании не играть, а терпеть. Как это работает, мы уже увидели.
Что произошло с «Зенитом» в Португалии, в последнем матче группового этапа Лиги чемпионов, успешное завершение которого целиком зависело от игроков питерского клуба? «Бенфика» разделала сине-бело-голубых на части ровно с тем счетом, который ей был необходим. Что случилось с «Локомотивом», от которого, правда, уже ничего не зависело, в Мадриде? Железнодорожники отдали мяч, поле, инициативу, чтобы попытаться защитить хотя бы собственную честь — не вышло. «Краснодар» в финальной игре года нанес один удар в створ и проиграл «Хетафе», который несся вперед даже при разгромном счете. Ну, а с ЦСКА вообще смешно: армейцы вышли и победили «Эспаньол», команду, не проигрывавшую в 26 матчах еврокубков подряд, хотя эта встреча ни для одной из команд не решала вообще ничего. Гол Николы Влашича лишь оставил наедине с вопросом: а что, так можно было?
В нынешних реалиях, наверное, нельзя, хотя российские футбольные функционеры упорно продолжают говорить о том, как они мечтают о победе хотя бы в Лиге Европы. С нами случались триумфы ЦСКА и «Зенита» в Кубке УЕФА, но это лишь отдельные вспышки, которыми можно гордиться, но приводить в пример — точно нет. Просто с тех пор утекло уже слишком много воды.
А нынешний сезон — отличный показатель того, что российские клубы отдалились уже даже от средних европейских по уровню игры. Мы можем в маркетинг, можем в шоу, но в футбол — не особо. Провалы в Лиге чемпионов и Лиге Европы подсвечивают целый ряд проблем, которые тянут Россию вниз: тут и лимит на легионеров, и система «осень-весна», и кризис — и не поймешь, какая из них главная. Но решать надо все разом. Вопрос один: как?