Пандемия коронавируса вкупе со слабеющим рублем и обесценивающейся нефтью больно ударила по российской экономике. Однако в стране не собираются отменять или откладывать крупные стройки, предусмотренные национальными проектами. Одна из главных — высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Петербург — в новых реалиях подорожала, и для создания дороги потребуется помощь государства. Власти готовы пойти на такие меры, поскольку развитие инфраструктуры может стать катализатором для роста экономики и поможет выйти из кризиса. Будущее на высоких скоростях — в материале «Ленты.ру».
Эпидемия коронавируса затормозила деловую активность практически до нуля и ввергла российскую экономику в кризис, потери будут исчисляться триллионами рублей. Сложившуюся ситуацию называют беспрецедентной. По итогам года падение ВВП страны может составить порядка пяти процентов. Для спасения ситуации власти выделили два триллиона рублей и принимают активные меры для стабилизации обстановки. Сейчас правительство обсуждает масштабный пакет мер для активизации роста экономики и выхода из кризиса. В частности, пересмотрен крупный инфраструктурный проект, который в будущем может стать одной из составляющих этого пакета.
Переиграли
Речь идет о высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, которая должна быть построена до 2026 года. Новая трасса пойдет параллельно существующей Октябрьской железной дороге, построенной большевиками после революции на базе Николаевской железной дороги. Необходимые затраты пересчитали, и общая стоимость проекта выросла. Трасса нужна для того, чтобы разгрузить автомобильные трассы и аэропорты.
Как минимум 35 процентов необходимых на магистраль средств собирается выделить государство. Это порядка 750 миллиардов рублей. В условиях наступившего кризиса, слабого рубля и обрушения цен на нефть власти активно ищут, где достать такие деньги. Речь может идти о капитальном гранте на 200 миллиардов рублей, заложенном в комплексном плане модернизации инфраструктуры. Грант собираются освоить за два года: 140 и 60 миллиардов рублей в 2023 и 2024 годах соответственно. Также возможен заем из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 380 миллиардов рублей и субсидируемый кредит ВЭБа на 170 миллиардов рублей.
В стройку готовится вписаться и РЖД: от нее ждут по крайней мере 192 миллиарда рублей. Кроме того, 436 миллиардов рублей предоставят российские и международные банки, еще на 125 миллиардов выпустят облигационный заем. Кто будет выступать эмитентом этого займа, пока не сообщается. Оставшиеся 200 миллиардов ждут от других инвесторов. Скорее всего, речь идет о консорциуме «Немецкая инициатива», куда входят Siemens, Deutsche Bahn и Deutsche Bank. Сейчас с ними ведут переговоры.
Вероятно, проект железнодорожной магистрали еще пересмотрят с учетом падения доходов населения и вытесняющей бизнес-поездки новой привычки к работе онлайн, но в целом мегастройка имеет право на жизнь. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, на сроки реализации проекта текущая ситуация с распространением коронавируса повлиять не должна.
Из Петербурга в Москву
Изначально строительство ВСМ оценивалось в 1,5 триллиона рублей. В октябре 2019-го РЖД указывала, что новая железнодорожная магистраль должна сократить время в пути между двумя столицами до двух часов. Для сравнения, сейчас скоростной «Сапсан» идет от Москвы до Санкт-Петербурга от 3 часов 40 минут до 4 часов. Предполагалось, что поездка по новой дороге обойдется в среднем в 3,4 тысячи рублей. Строить железную дорогу собираются с 2020-го по 2026 год.
Кроме того, в проект также входила магистраль до Казани, но от нее пришлось отказаться из-за высокой стоимости. «Пока этот вопрос отложили, так как он имеет большую финансовую емкость, и пока не подтвержден пассажиропоток», — объяснял вице-премьер Марат Хуснуллин. Продление дорожной сети в этом направлении пока отложено на неопределенный срок.
По подсчетам РЖД, потенциальный пассажиропоток новой ВСМ в 2026-2027 годах может достичь семи миллионов человек при отказе от «Сапсанов» и 4,5 миллиона человек при их параллельной эксплуатации. Однако у экспертов возникали сомнения относительно выгодности дороги. Если выручка будет поступать только от продажи билетов, то строительство окупится только через 50 лет. Чтобы сократить срок, РЖД скорее всего придется повысить заявленные цены либо воспользоваться капитальным грантом государства.
Задел на будущее
В условиях пандемии сроки реализации части национальных проектов могут передвинуть, но к масштабным планам это не относится. То, что стройка железнодорожного участка от Москвы до Санкт-Петербурга будет завершена в срок, подтверждают в Кремле. Президент Владимир Путин поддерживает идею создания магистрали. Также он говорит, что крупные стройки в стране продолжатся, несмотря на эпидемию. По словам президента, инфраструктурные проекты останавливать не собираются.
«В условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, конечно же, существуют понятные и объективные ограничения, но, несмотря на это, сроки по инфраструктурным объектам должны максимально выдерживаться, чтобы финансовые ресурсы государства не замораживались, а работали на экономику, на развитие страны и регионов, на повышение качества жизни людей», — сказал Путин.
Все это — прочный задел для экономики, для ее будущего роста
Коронавирус внес существенные коррективы в российскую экономику и заставил направить часть расходов на ее поддержание. Крупные инфраструктурные проекты все равно будут реализованы: они помогут активизировать рост экономики для выхода из кризиса. Магистраль, соединяющая две столицы, в будущем позволит реализовать главные цели национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», на который выделены триллионы рублей. В частности, с ее помощью удастся повысить уровень экономической связанности страны за счет модернизации железнодорожной инфраструктуры.
В перспективе в стране может появиться целая сеть ВСМ. Хотя это и дорогостоящее, но нужное дело. Для России с ее обширными территориями развитие транспортной инфраструктуры становится одним из национальных приоритетов.