Внутриполитические процессы, сотрясающие американское общество, в последние дни все чаще провоцируют язвительные комментарии. Еще бы: главный «экспортер демократии» столкнулся c недовольством своих же граждан и упреками в нарушении этой самой демократии. Шутка ли, несогласные с результатами выборов американцы взяли штурмом Капитолий, а действующий президент Дональд Трамп оказался чуть ли не главным зачинщиком беспорядков, во время которых погибли люди. Теперь, всего за неделю до истечения полномочий, его хотят отстранить от власти, что само по себе больше походит на показательную порку. «Лента.ру» разобралась, что происходит в США, почему президентские выборы в самой демократической стране привели к невиданной за два столетия конфронтации в обществе и что ждет американскую демократию после громкого ухода Трампа.
«Я ясно дал понять, что президент Трамп не должен занимать офис. Точка», — заявил избранный президент США и демократ Джо Байден 11 января. Такие слова прозвучали на фоне обвинений нынешнего американского лидера в причастности к подстрекательству к мятежу. И у части американцев вполне есть основания так считать.
Трамп, проигравший на выборах 3 ноября 2020-го, еще до голосования заявлял, что оно будет фальсифицировано в пользу Байдена. Отданное за демократа большинство голосов лишь убедило президента: противники сговорились, а нарушения были массовыми. Однако попытки доказать незаконность голосования по почте, кражи или вбросы бюллетеней ни к чему не привели: суды в удовлетворении исков отказывали. В итоге Трамп, повторяя слова об «украденных выборах» как мантру, призвал сторонников самим позаботиться о будущем Америки, а также выйти на улицы 6 января — в день, когда Конгресс США должен был утвердить результаты голосования.
Мы никогда не сдадимся, мы никогда не уступим. Такого не произойдет. Нельзя признавать поражение, когда речь идет о краже
Отдельно американский лидер заявлял о праве вице-президента Майка Пенса лично пересмотреть итоги выборов: признать недействительными выборщиков, которые якобы были избраны мошенническим образом в спорных штатах. Тот ничего подобного делать не стал.
На этом фоне 6 января недовольство сторонников Трампа, которые собралась у Капитолия, переросло в действия. С началом заседаний в Конгрессе протестующие с криками «Казнить Пенса!» прорвались в здание. Толпа окружила зал сената и погромила кабинеты, в том числе офис спикера палаты представителей Нэнси Пелоси. В результате беспорядков погибли в общей сложности пять человек. Теперь США под пристальным вниманием всего мира расхлебывают политические последствия этого штурма.
Второй импичмент вместо второго срока
Правление Трампа заканчивается в полдень 20 января, а потому, казалось бы, проблем беспорядки ему принести уже не должны. Однако на деле все оказалось наоборот: президента критикуют за разжигание протестов, требуют отдать под суд и объявить ему импичмент. И последнее уже не просто угроза: 11 января палата представителей Конгресса внесла на рассмотрение соответствующую резолюцию.
Президента обвиняют в подстрекательстве к мятежу, а также в том, что он «поставил под серьезную угрозу безопасность Соединенных Штатов и правительственные институты». По мнению членов палаты представителей, Трамп остается угрозой нацбезопасности и демократии, из-за этого его следует отстранить от должности, пусть и за неделю до окончания полномочий.
Демократы при этом призвали Пенса воспользоваться 25-й поправкой к Конституции США, чтобы отстранить Трампа. Поправка допускает начало процесса отстранения, если вице-президент и большинство высокопоставленных сотрудников администрации приходят к выводу, что президент не способен выполнять свои функции. Однако республиканцы выдвинули возражение, заблокировав таким образом резолюцию. Рассмотрение вопроса перенесли, дав Трампу еще время на отставку. В итоге конгрессмены все-таки проголосовали за призыв к Пенсу, хотя он говорил, что применять поправку не намерен.
В то же время Politico пишет, что демократы в палате представителей обеспечили поддержку резолюции об импичменте. По данным издания, 218 конгрессменов проголосуют за документ. Этого должно хватить для того, чтобы резолюция была принята большинством. Появляются также данные о республиканцах, которые готовы поддержать инициативу.
Спикер нижней палаты Нэнси Пелоси заявила, что документ будет вынесен на голосование, если Трамп не уйдет в отставку сам или Пенс не прекратит его полномочия. Она также указывала, что многие поддерживают импичмент, так как он не позволит республиканцу вновь баллотироваться на пост президента.
Лидер большинства в палате представителей Стени Хойер рассказал, что конгрессмены могут одобрить резолюцию уже 13 января. В таком случае Трамп станет единственным в истории американским лидером, в отношении которого два раза инициировали импичмент (по предыдущему — сенат оправдал Трампа год назад).
В то же время после утверждения документа в нижней палате вопросом будет заниматься сенат Конгресса. Однако по графику верхняя палата не будет собираться для обсуждения каких-либо серьезных вопросов, которые требуют голосования, до 19 января. Таким образом, перейти к рассмотрению дела об отстранении Трампа сенат может уже после окончания его президентского срока.
Сам президент уже назвал затею демократов продолжением «охоты на ведьм» — так он раньше много раз характеризовал нападки противников и расследования его «связей с Россией». По его словам, импичмент «порождает жуткий гнев» в обществе, а также стал «самой большой и злобной фальшивкой».
Трамп также добавил, что «не хочет насилия», а его высказывания о ситуации были полностью уместными
Стоит отметить, что с последним утверждением не согласились соцсети, заблокировавшие аккаунты Трампа. Это первым сделал Twitter — после того как президент выложил видеообращение к прорвавшимся в Капитолий. В нем глава государства призывал собравшихся идти домой, но в то же время говорил об украденных выборах. За Twitter последовали Facebook и другие площадки. Объяснено решение было тем, что сообщения Трампа якобы воспринимаются как подстрекательство к насилию, в том числе в день инаугурации Байдена. И это несмотря на то что власть он передать согласился, а конкретных призывов к беспорядкам не было.
Кроме того, после произошедшего в последнюю неделю банки начали отказываться от ведения дел с Трампом и его бизнесом. Сообщалось, что Deutsche Bank готов простить президенту США его долг, чтобы поскорее прекратить сотрудничество, а Signature Bank закрыл два его личных счета. Отмечалось, что в целом после штурма Капитолия, блокировки Трампа и его сторонников в соцсетях бизнес президента и его приближенных может столкнуться с серьезными проблемами.
По словам замдиректора и научного сотрудника научно-образовательного Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрия Суслова, бойкот Трампа со стороны банков и частных компаний — «это стремление защитить свою репутацию и не попасть под общую раздачу, которая связана фактически с расправой над всеми, кто так или иначе с Трампом аффилирован».
Судьба демократии
Кадры из Капитолия, которые быстро распространились в СМИ, по меньшей мере удивили, если не шокировали весь мир. Американская пресса освещала происходящее в том числе как «попытку государственного переворота» со стороны «внутренних террористов». Байден называл произошедшее мятежом, а не протестом, и счел, что демократия в США находится под беспрецедентным давлением.
Я призываю эту банду уйти и позволить демократии работать
В такой ситуации наблюдатели стали задаваться вопросом: а не превратились ли США в страну третьего мира? Ведь произошедшее в Вашингтоне стало явным свидетельством слабости американской демократии и проблем с мирной передачей власти.
Стоит отметить, что конфликтные ситуации из-за выборов случаются во всем мире. Как пишет Foreign Affairs, к спорным можно отнести примерно пятую часть всех выборов: вопросы возникают к легитимности участников, процедурам, результатам. Чаще всего такое происходит в нестабильных государствах, странах с многолетними войнами (вроде Афганистана или Бурунди) или в этнически разделенных, как Кения или Нигерия. Там недовольство часто выливается в насилие, в том числе массовое.
Однако подобное не характерно для западных стран, в которых преобладают нормы демократии, а спорные моменты разрешают избирательные комиссии и суды. Даже противостояние в США демократа Ала Гора и республиканца Джорджа Буша-младшего в 2000 году, разрыв в голосах между которыми был мизерным, не привело к насилию. В этой связи возникает вопрос: почему подобное случилось в США именно сейчас?
Корни конфликта уходят в раскол, который уже долгие годы наблюдается в американском обществе. Как рассказал «Ленте.ру» профессор международной политики Уорикского университета Вин Грант, происходящее отражает «культурные войны» между частями общества. По его словам, «американская политика традиционно характеризовалась готовностью ее участников идти на компромиссы, наводить мосты». В то же время сейчас события вышли за рамки того, что можно было предсказать.
Если президент неоднократно заявляет своим сторонникам, что выборы украдены, если он побуждает самых решительных сторонников приехать в Вашингтон и предлагает идти на Капитолий, то последствия беспрецедентных действий [ожидаемо] последуют
С Грантом согласен эксперт Российского совета по международным делам и журналист Алексей Наумов. Он отмечает, что у раскола в американском обществе есть даже очевидное проявление: республиканцы все реже голосуют за законопроекты демократов, а те все реже поддерживают предложения республиканцев.
«Америка сейчас поделена на две примерно равные части: на глубинную Америку — это преимущественно белые рабочие, живущие в центральной части США, — и все более диверсифицирующуюся группу, которая живет на побережье. У этих людей совершенно разные нарративы, две совершенно разные Америки», — отмечает он. Из-за разных опасений относительно будущего (первые боятся глобалистов и потери основ страны, а вторые — захвата власти белыми) стороны по-разному подходят и к произошедшему в Капитолии, считает Наумов.
Сторонники Трампа говорят: "Да все нормально! Никто власть не захватывал, это была просто демонстрация силы". А сторонники Байдена говорят: "Слушайте, это была попытка государственного переворота — страшнейшее преступление против основ конституционного строя". Очевидно, что сейчас есть вектор на усиление этой борьбы
В то же время, по словам Дмитрия Суслова из НИУ ВШЭ, нынешний президент США вряд ли будет в открытую провоцировать бунт. «Его последние заявления и действия показывают, что он фактически смирился со своим поражением и намерен по-тихому, мирно передать власть Байдену», — рассказал он «Ленте.ру». Эксперт считает, что сейчас Трампа больше беспокоят его личные перспективы — сможет ли он избежать тюрьмы — и перспективы его бизнеса.
Если и будут какие-то насильственные выступления, то они, скорее всего, будут подавлены. Хотя это будет очень тревожным сигналом и прологом к еще более глубокой нестабильности в США, граничащей с настоящей гражданской войной — не политической, а уже вооруженной
Суслов отмечает, что с уходом Трампа никуда не исчезнет трампизм, который пользуется большой популярностью. «Соответственно, существует угроза реванша. И чтобы эту угрозу предотвратить и сохранить абсолютную власть в руках истеблишмента, принимается сейчас комплекс мер по политическому уничтожению Трампа и "охота на ведьм" в отношении его сторонников», — подчеркнул он. А также добавил, что традиционная американская элита сейчас пытается расколоть Республиканскую партию и закрепиться во власти, чтобы не допустить новое «поражение 2016 года».
То, как конгрессмены и новая администрация США поступят с Трампом и республиканцами, станет новым испытанием для американской демократии. И здесь главным действующим лицом станет избранный президент Байден. Вин Грант считает, что устранить разногласия между сторонами будет крайне сложно, потому что убежденные сторонники идей Трампа все равно представляют потенциальную угрозу гражданскому порядку. В то же время демократы теперь контролируют сенат, палату представителей, на их стороне и президент, поэтому у них есть возможность добиваться консенсуса.
По мнению Алексея Наумова, у демократов «есть огромный резон снова продолжить линию на обострение, "отомстить" Трампу и республиканцам за все, что они сделали». «Однако Джо Байден — по крайней мере, на словах — этого не хочет. Вот именно от его поведения зависит будущее американского политического климата. Президент, который задумывался как переходный, по сути, станет ключевым», — подчеркнул он.
Суслов же считает, что никакого нового объединения вокруг Байдена и традиционного истеблишмента не произойдет. По его словам, Америка останется расколотой страной, причем вместо объединения станет даже более радикализованной с обеих сторон
По его словам, общий раскол углубится, общая нестабильность в итоге лишь усилится. «Несмотря на то что в краткосрочной перспективе будет иллюзия абсолютной власти традиционных элит, в более долгосрочной — они получат еще более мощный взрыв, нежели тот, который произошел в 2016-м с победой Трампа», — сказал он.
На фоне происходящего очевидно: образ США как очага демократии в мире стремительно тает. «Сцены, подобные тем, что мы видели, явно подрывают глобальную репутацию Соединенных Штатов и, следовательно, их способность оказывать влияние на мировой арене», — отмечает Вин Грант. В таких условиях новой администрации Байдена придется не только ликвидировать внутренний раскол и решать множество других внутренних проблем, но теперь и восстанавливать репутацию.
Дмитрий Суслов подчеркивает, что американские власти попытаются сделать это на уровне риторики, за счет борьбы с внутренними и внешними врагами. Врагами демократии внутри США уже стали Трамп и сторонники его идей, внешними же будут оставаться Россия и ее президент Владимир Путин, считает он.
Ужесточится риторика и политика, (...) со стороны США будут сильнее нарастать демонизация Путина, антироссийская истерия. За счет этого они будут пытаться вернуть себе статус борца за демократию и защитника свободного мира
Такая политика на самом деле вполне соответствует линии Байдена. Он и так будет вынужден держать Москву за врага и вводить санкции, чтобы не оказаться мягче Трампа и не разочаровать Демпартию и своих сторонников.
* * *
Как демократы, восстановившие контроль над сенатом, будут в дальнейшем относиться к Трампу и республиканцам? Получится ли у Байдена привести страну к единству? Смогут ли США вновь «продавать» миру демократические принципы? Ближайшие недели если и не дадут ответов на эти вопросы, то как минимум зададут тренд на ближайшее время, а также и прольют свет на следующие шаги уходящего президента Трампа.
Пока точно можно сказать лишь одно: в ситуации с выборами верховенство закона в США точно восторжествовало. Однако все же складывается ощущение, что главный «экспортер демократии» не может справиться с внутренними проблемами. А в слабости собственных принципов винить иностранные державы уже сложно.