«Это похоже на рай» Как появилась БДСМ-атрибутика и почему одежда фетишистов стала главным модным трендом года?

Фото: Kevin Mazur / Getty Images for Savage X Fenty Show Vol. 2 Presented by Amazon Prime Video

Из сезона в сезон дизайнеры стремятся придумывать нечто особенное — то, что может вызывать восторг у экспертов моды, желание у знаменитостей и блогеров и ажиотаж среди обычных покупателей. Несмотря на все попытки произвести уникальный продукт, идеи неизбежно черпаются из трендов прошедших десятилетий и перерабатываются под влиянием современных реалий. В 2021 году одним из таких течений внезапно стала одежда в стиле БДСМ. Как появилась фетиш-атрибутика и почему она вышла за пределы спальни — разбиралась «Лента.ру».

«Публично заявить о том, насколько ты плох»

«Провокационно, элегантно, изысканно, сексуально, причудливо. Латекс — словно ваша фантазия. Это похоже на рай и не похоже ни на что из того, что вы делали, видели или чувствовали раньше. Латекс будто говорит с вами лично. Вы надеваете его и чувствуете себя определенным образом. Вот в чем фокус, вот в чем удовольствие», — описывает ощущения от ношения одежды из латекса нью-йоркский дизайнер, известная под псевдонимом Баронесса, или Королева латекса.

Впервые интерес к БДСМ-атрибутике возник еще в начале XIX столетия. В 1823 году шотландский химик Чарльз Макинтош обнаружил необычное свойство каучука — одежда из этого материала не пропускала влагу. Благодаря открытию ученого каучук начали использовать в качестве защитной ткани в медицине и военном деле, однако постепенно его популярность возрастала и в повседневной жизни. В 1920-х годах в британском журнале London Life опубликовали первые письма, в которых люди признавались в эротических переживаниях от натягивания резиновой одежды и от созерцания других в подобных образах.

Набиравшая обороты сексуализация нарядов из латекса привела к тому, что модельеры на несколько десятилетий отказались от ее использования в своих коллекциях. Только в конце 1950-х годов дизайнер и фотограф Джон Сатклифф вспомнил о каучуке и изобрел один из самых известных фетиш-нарядов — латексный комбинезон. Изначально наряд был разработан для байкеров, однако вскоре привлек внимание и других социальных групп.

Позднее Сатклифф начал издавать журнал AtomAge, который представлял собой каталог одежды, а затем издание превратилось в фетиш-журнал с садомазоконтентом. Издание обрело широкую популярность, а внешним видом моделей на снимках вдохновились члены новой субкультуры — панки.

Панки — представители молодежной субкультуры, ассоциирующейся с такими музыкальными коллективами, как Sex Pistols, особенно поспособствовали внедрению фетишизма в моду. Панковский бунтарский стиль был демонстративно «рвотным» стилем, вобрав в себя разнообразные оскорбительного или устрашающего вида предметы (например, собачьи ошейники и цепи), при виде которых обыватель должен был испытывать ужас и отвращение

историк моды Валери Стилиз книги «Фетиш: мода, секс и власть»

По ее словам, женщины-панки, в свою очередь, играли с сексуальными клише, такими как чулки в сетку, обувь на шпильке, проглядывающие из-под верхней одежды бюстгальтеры, прорезиненные плащи: «Певица Сьюзи Сью носила черные подштанники из "мокрого" винила, похожий на сбрую лифчик, один черный ботфорт высотой до бедра и одну туфлю на высоком каблуке с обвивающими лодыжку ремешками. И вдобавок — нацистскую повязку на руке».

Латексная одежда стала визитной карточкой многих андеграундных музыкантов того времени, а затем и вовсе начала пробираться в костюмерные киностудий. Со временем индустрия кино начала продвигать в массы образы исполнителей и актеров в различных фетиш-атрибутах, таких как бандажи, портупеи, чокеры, материал в сетку, костюмы на шнуровке, глухие или частично закрывающие лицо маски, обувь на высоких каблуках и тому подобное.

Например, в фильме 1968 года «Барбарелла» актриса Джейн Фонда появляется на экране в белом виниловом боди с декольте и высоких сапогах на каблуках. Через ее костюм проходят два ремня, имитирующих чулочные подвязки. С тех пор образ женщины в открытой облегающей одежде прочно закрепился в поп-культуре и до сих пор не сбавляет оборотов. В фильме «5 элемент» Милла Йовович запечатлена в белом наряде, напоминающем бандаж, а женщина-кошка Мишель Пфайффер в «Бэтмен возвращается» одета в латексный костюм и маску, наполовину закрывающую лицо.

Музыкальная индустрия тоже до сих пор активно эксплуатирует фетиш-атрибутику. В подобных обтягивающих нарядах в клипах и на концертах нередко появлялись певицы Бритни Спирс, Мадонна, Леди Гага, Кэти Перри, Рианна и другие исполнительницы.

Среди модельеров самое близкое отношение к панк-эстетике имела Вивьен Вествуд. В 1974 году она превратила свой магазинчик в скандально известный бутик Sex для садомазохистов, бондажистов и фетишистов. В нем продавались латексные костюмы, кожаные приспособления для связывания и причудливая обувь. Помещение магазина украшали кнуты, цепи, маски, зажимы для сосков и даже больничная кровать, покрытая прорезиненной пеленкой. Примерно половину ее клиентов составляли фетишисты, которые шили дорогие резиновые костюмы по индивидуальному заказу, а другую — молодые люди, искавшие одежду, которая «давала бы возможность нарушить табу и публично заявить о том, насколько ты плох».

Бондажная одежда была тесной на вид, но когда вы надевали ее на себя, она давала вам ощущение свободы

модельер Вивьен Вествуд

С тех пор многие мировые дизайнеры вдохновляются эстетикой фетишистов и так или иначе внедряют соответствующие атрибуты в свои коллекции. Зачастую свои коллекции посвящают БДСМ-культуре даже люксовые модные дома, такие как Versace, Givenchy, Louis Vuitton, Gucci и Balenciaga.

Коллективная травма

В последнее время популярные звезды действительно заметно чаще появляются на публике в одежде с элементами БДСМ. Так, например, солист победившей на «Евровидении» группы Måneskin Дамиано Давид вышел на красную дорожку MTV EMA в эпатажном наряде: черной прозрачной рубашке, высоких кожаных перчатках, трусах, подвязках, сетчатых чулках и лакированных ботфортах. На ежегодном благотворительном балу Института костюма музея Метрополитен Met Gala актер Эван Мок появился в маске из черной лакированной кожи с шипами на макушке в форме ирокеза и запечатанными отверстиями для глаз.

На Неделе моды в Нью-Йорке телезвезду и одного из главных инфлюэнсеров Ким Кардашьян заметили в кожаном костюме люксовой марки Balenciaga, состоящем из комбинезона, плаща, перчаток, высоких ботфортов и глухой балаклавы с отверстием для лица на металлической молнии. А певица Мадонна пришла на музыкальную премию MTV Video Music Awards в кожаном комбинезоне с глубоким декольте, фуражке с цепью и высоких перчатках без пальцев.

Свои предположения о том, почему fetish fashion (фетиш-мода) обрела новую волну популярности в 2021 году, высказали зарубежные эксперты моды. Совладелец фетиш-портала MegaPleasure Лу Остин считает, что возвращение в моду вещей в стиле БДСМ связано с коллективной травмой, полученной обществом в период пандемии коронавируса.

Я не удивлюсь, если эта пандемия вызовет возрождение ношения масок как в спальнях, так и на подиумах — в знак причастности к коллективной травме, которую мы все пережили за последний год

Лу Остинсовладелец фетиш-портала MegaPleasure

С ним согласился и куратор выставки Undercover профессор Эндрю Гроувс: «Возрождение фетишистской моды отчасти является реакцией на карантин. В течение последних 18 месяцев мы все находились в странных БДСМ-отношениях с правительством, которое контролировало наши тела, заставляло нас носить маски и диктовало, кого мы можем целовать или трогать. Возвращение фетишистской одежды в моду может быть истолковано как желание изменить эти отношения, вернуть контроль и занять в них главенствующую позицию».

***

Российские дизайнеры и аналитики моды увидели и другие факторы, повлиявшие на распространение эстетики БДСМ в фэшн-индустрии в 2021 году. На эту тему они поразмышляли в беседе с «Лентой.ру».

«Мода — это стервятник, который себя сам перерабатывает»

Саша Амато, админ Telegram-канала Golden Chihuahua

Я вижу тенденцию на латекс, черную кожу и БДСМ-атрибутику частью общего контркультурного течения, возвращающегося к смелой радикальной моде конца 1980-х — начала 1990-х годов. Это одновременно и новый шаг вперед: сам тренд и его внезапное появление можно практически единолично приписать дизайнеру Демне Гвасалии. Он является большим поклонником моды 1980-х и различных субкультурных движений, стиль которых всегда интегрирует в свои коллекции как для Vetements, так и для Balenciaga.

Важный момент состоит и в том, что эти вещи популяризируются с помощью знаменитостей, таких как Канье Уэст, Ким Кардашьян и Эван Мок, а изначально такая одежда была частью музыкальной индустрии. Она мелькала в журнальных фотосъемках, на обложках CD-дисков, альбомов исполнителей и, конечно, на выступлениях Бритни Спирс, которая использовала красный латекс для своих образов.

Артисты, которые ранее подбирали фетиш-атрибуты только для концертов, сейчас надевают их на красные ковровые дорожки музыкальных премий

Саша Амато

Таким образом одежда, которая раньше считалась клубной, внезапно стала подходить для светских мероприятий. Механизм достаточно простой, но очень действенный: когда при помощи влиятельного в культуре лица в массы продвигается какой-то субкультурный атрибут вроде БДСМ-костюмов, латекса или масок, он начинает восприниматься как норма. Понятно, что он все равно особенный, и его не стоит надевать в университет, но на какой-нибудь вечер или специальный ивент вполне можно приспособить.

Мода циклична, как правило, этот цикл составляет именно 20 лет. И пример тому — БДСМ-атрибутика. Мода — это стервятник, который постоянно перерабатывает себя сам. Другое дело, что в самой модной индустрии отношение к этому вопросу достаточно ироничное и саркастичное: такие экзерсисы скорее воспринимаются как примочка, а не как какой-то массовый тренд, который нужно популяризовать и копировать.

«Как только вы перестаете видеть лицо, вы обращаете внимание на все остальное»

Лана Нисневич, журналист, модный аналитик

У меня насчет возвращения в моду одежды в стиле фетишистов есть две теории. Во-первых, на мой взгляд, все эти кожаные маски Кардашьян и чулки на голове Канье Уэста — скорее не БДСМ, а заигрывание Balenciaga, Richard Quinn и других брендов с анонимностью, которая ярче проявилась на фоне пандемии. Об инкогнито в моде говорят давно. Обсуждались анонимность дизайнера, анонимность в диджитале, а теперь настало время поговорить об анонимности звезды. Может ли знаменитость оставаться узнаваемой без лица и при чем тут пандемия? Конечно же, дело в масках, которые скрывают лица не только звезд, но и вообще людей по всему миру.

Во-вторых, мода на техно просто расширяет свои границы. Мир давно уже сходит с ума от эстетики сквота, андреграунда, берлинской атмосферы, рейвов и энергетики молодежи на этих рейвах. Отсюда закрытый показ Bottega Veneta в Бергхайне, миллионные прибыли Rick Owens и долгоиграющая популярность авангарда и деконструктивизма. А БДСМ — одна из вариаций, как одеваться на это техно.

Есть такая теория — про костюм супергероя. Человек-паук, или Бэтмен, чтобы скрыть личность, надевают маску. Но зачем они при этом носят обтягивающие костюмы? Если верить Барбаре Брауни и Дэнни Грейдону, авторам книги «Костюм супергероя», все дело в акценте на тело. Как только вы перестаете видеть лицо и эмоции, вы обращаете внимание на все остальное. Супергерой силен и мускулист — ему не нужны эмоции и красивые глаза, чтобы спасти мир, ему нужны бицепсы, а суперсила — именно в этих бицепсах.

Об этом же акценте на тело говорит креативный директор Mugler Кейси Кадволладер: «Чтобы носить обтягивающее, нужна смелость». И, судя по всему, после пандемии народ осмелел, ведь все обтягивающее, сексуальное — вроде бодикон-платья или кэтсьюта — сейчас очень популярно».

«Хочется встретиться с пышущей сексом новой версией себя»

Далия Курмангужина, дизайнер одежды и украшений, основательница бренда tigerforgives

По моим наблюдениям, прямая связь коронавируса и следующего за ним локдауна с модой на БДСМ и фетиш — это желание эпатировать. Сейчас люди в целом больше внимания уделяют своим образам на выход, чем это было раньше, ведь каждый выход становится настоящим праздником. Люди устали от себя в пижамах, в кежуале, в изящной классике и в простой функциональной одежде.

В локдауне мы провели много времени наедине с собой, в домашних тапочках. Теперь же нам хочется показать себя с другой стороны, открыть потайные комнаты своего мира, надеть что-то вызывающее и притягивающее взгляд

Далия Курмангужина

И, как следствие этих желаний, все софиты упали на субкультурные образы БДСМ и фетиш-эстетики. Мы стали смелее. После нескольких месяцев взаперти хочется встретиться с новой версией себя — пышущей сексом, откровением, эротизмом. Это, на мой взгляд, вызов. БДСМ давно уже в моде, можно вспомнить этот недавний тренд на харнессы и ошейники.

Фетиш на латекс долгое время был табуирован среди обычных людей из-за выраженной сексуальности и маргинализирован из-за косплея. Сейчас же латекс стал популярен, так как позволяет максимально подчеркнуть фигуру — туго обтянуть, сгладить мелкие неровности и продемонстрировать формы и рельеф тела. И, конечно же, притягивает его знаменитый футуристичный блеск, гипнотизирующий окружающих. Латекс — идеальный выбор, чтобы сделать свой образ незабываем и эпатажным.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше