Среда обитания

Час расплаты. Ювелирные украшения разрушают природу. Почему человечеству стоит забыть о бриллиантах?

Фото: Alessia Pierdomenico / Bloomberg / Getty Images

Производство ювелирных украшений наносит существенный вред окружающей среде, ежегодно выбрасывая в атмосферу тонны токсичных веществ. В поиске драгоценных металлов и камней экскаваторы разрывают гигантские карьеры, чтобы добраться до ценных недр планеты, — в итоге страдает почва, которая становится непригодной для дальнейшего использования. Предприниматели пытаются ломать консервативные мечты потребителей о бриллиантах, но лишь немногие готовы отказаться от них в пользу украшений из пробирок. Удушающее ожерелье — в материале «Ленты.ру».

Копнули поглубже

Индустрия ювелирных украшений относится к отраслям экономики, которые оставляют за собой мощный углеродный след и ухудшают состояние окружающей среды. Экологические проблемы с созданием колец, браслетов и других изделий имеются на всех уровнях работы — от подготовки месторождений до непосредственной инкрустации драгоценностями. Из всех процессов самой вредной считается добыча драгоценных металлов и камней — 95 процентов всех выбросов индустрии, на производство изысканных украшений приходится лишь 5 процентов.

Золотой рудник Пеньяскито в Мексике

Золотой рудник Пеньяскито в Мексике

Фото: Jean Luis Arce / Reuters

В масштабе всей экономики добыча полезных ископаемых выбрасывает в атмосферу значительный объем вредных веществ. По одним данным, на нее приходится от 4 до 7 процентов всех парниковых газов, а, согласно другим исследованиям, вместе с металлургической отраслью она выбрасывает в атмосферу 8 процентов загрязнений. Отрасль наносит существенный вред окружающей среде. По данным международной консалтинговой компании McKinsey & Company, каждый год горнодобывающая промышленность производит от 1,9 до 5,1 гигатонны эквивалента углекислого газа — высокий показатель в большей степени связан с добычей угля.

Главная проблема в производстве украшений — масштабные карьеры, территорию которых сначала надо расчистить, а потом добратьcя до месторождений. На таких участках используется большое количество топлива, транспорта и различной техники — от потребления энергии в секторе образуется 0,4 гигатонны эквивалента углекислого газа. Объемы выбросов могут достигать существенных масштабов — например, при добыче полезных ископаемых в тропических лесах Амазонии выделяется объем выбросов, равный 250 тысячам автомобилей, а электроэнергией, которая ежегодно тратится на добычу алмазов, можно обеспечить один миллион домохозяйств.

На горнодобывающую промышленность приходится от 4 до 7 процентов всех парниковых газов на планете

Один из самых популярных металлов для украшений — золото — наравне с другими ископаемыми также оставляет углеродный след — в 2018 году на каждую тонну золота пришлось 32,6 тысячи тонн углекислого газа. В 2019-м золотодобывающая промышленность выбросила в атмосферу 55 миллионов тонн эквивалента CO2. По другим данным, на каждые 28,3 грамма золота, добытых в 2019 году, пришлось 0,8 тонны эквивалента углекислого газа.

Серебро и платину также нельзя назвать полностью безвредными. Информационный центр GIT наглядно представил степень влияния различных металлов на атмосферу. При создании стандартных сережек в форме сердца выделяется 31 килограмм углекислого газа — объем выбросов от небольшого автомобиля, проехавшего 200 километров. Похожие серьги из платины выделят в три раза больше выбросов, на серебряное изделие придется 0,34 килограмма. Инкрустация драгоценными камнями добавит еще больше вреда — 160 килограммов углекислого газа на один карат бриллианта, что эквивалентно выбросам от автомобиля, преодолевшего 628 километров. В процессе работы с серебром образуется наименьший углеродный след — при работе с тонной металла выделяется 520 тонн углекислого газа. В то же время на тонну золота приходится 38,1 тысячи тонн вредных выбросов. Лидером по показателю считается платина — 77 тысяч тонн углекислого газа.

Расход электроэнергии на добычу и выбросы от нее напрямую влияют на состояние климата, нагревая атмосферу и повышая среднюю температуру. Благотворительная организация Publish What You Pay обеспокоилась этим вопросом несколько лет назад — в 2015 году ее участники призвали заморозить часть горнодобывающих проектов, чтобы сдержать глобальное потепление. В добыче полезных ископаемых образуется замкнутый круг — иногда на производствах используются карбонаты, которые должны нейтрализовать отходы от добычи, однако эти минералы не столько борются с вредными веществами, сколько сами выбрасывают в атмосферу углекислый газ.

Однако более сильное влияние индустрия оказывает на состояние почвы — раскапывая все больше месторождений, техника удаляет растительность и верхние слои земли. В итоге серьезно меняется ландшафт, нарушается поступление воды, что приводит к ухудшению качества почвы. Согласно одному из исследований, извлечение угля снижает уровень влажности слоев и ухудшает качество сцепления органического вещества, что важно для ведения сельского хозяйства.

Горнодобывающая промышленность не только способствует изменению климата, но и сама страдает от его последствий. Проблемы создают обрушившиеся на разные страны мира засухи, наводнения и экстремальная жара. Аналитики McKinsey & Company отметили, что от 30 до 50 процентов мест добычи меди, золота, железной руды и цинка находятся в регионах, не обеспеченных достаточным количеством воды. В итоге образуется замкнутый круг ответственности за глобальное потепление, в котором целые производства индустрии могут быть поставлены на паузу.

Драгоценный мир

Производство ювелирных украшений растет почти с каждым годом. В 2020 году глобальный рынок драгоценных изделий, включая часы, оценивался почти в 228 миллиардов долларов, к 2026-му ему спрогнозировали рост до 307 миллиардов. Показатели стремительно увеличиваются на фоне глобального потепления и изменений состояния областей, где добывают драгоценные металлы и камни.

Одним из главных игроков на рынке считается Китай — ежегодно в стране производят 355 тонн золота. Второе место занимает Великобритания с 270 тоннами. Топ-3 замыкают США (237 тонн), ниже располагается Россия (200 тонн). Больше всего золото скупают также в Китае, вторым потребителем считается Индия. России по этому показателю в десятке нет.

Ежегодно в Китае производят 355 тонн золота. В России — 200 тонн

Что касается серебра, то больше всего его добывают в Мексике (5,6 тысячи тонн в год) и Перу (4,5 тысячи). Китай и Россия располагаются на третьем и четвертом месте соответственно. Главными покупателями серебра стали американцы — 21,6 процента объема потребления металла в масштабах всего мира. В импорте алмазов больше всего отличилась Индия — ежегодно страна отдает за драгоценные камни 26,7 миллиарда долларов. Страна считается одним из главных мировых центров по огранке алмазов. США импортирует такие минералы на сумму 24,4 миллиарда, тройку лидеров замыкает Гонконг с 20,9 миллиарда.

Добытые в недрах металлы и камни традиционно покупаются брендами, которые создают из них драгоценности. Многие знаменитые корпорации построили свой имидж благодаря роскошным украшениям. Сегодня по всему миру известны ювелирные изделия Cartier, Tiffany & Co., Van Cleef & Arpels, Chopard, Bulgari, Mercury и другие. Их выручка от продажи подобных вещей растет почти с каждым годом. В 2021 году французская компания Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH), которой принадлежат несколько брендов-производителей предметов роскоши, получила от продажи драгоценностей и часов более 8,9 миллиона евро — сумма больше чем в два раза превышает выручку за 2018 и 2019 годы. Скачок совпал с приобретением корпорацией американского бренда Tiffany & Co — в 2019-м он в одиночку заработал 4,4 миллиона долларов.

Магазин Cartier в Милане, Италия

Магазин Cartier в Милане, Италия

Фото: Alessia Pierdomenico / Bloomberg / Getty Images

Бренды украшений владеют десятками бутиков: Tiffany & Co принадлежат 326 магазинов, Cartier только в Китае владеет 40 точками и более 260 во всем мире, у бренда Chopard — 56 бутиков, а у Van Cleef & Arpels —144 магазина. Компании предлагают покупателям коллекции из тысяч украшений — в онлайн-магазине Tiffany & Co в разделе «Серьги» насчитывается 326 изделий. Несмотря на внушительные масштабы производства, компании стремятся минимизировать вред от своей деятельности — способы заботы о природе они прописывают в своих этических кодексах, часть которых посвящена теме устойчивого развития.

Бренд Cartier называет себя ответственным ювелиром и отмечает, что ведет бизнес этически, социально и экологически. На соответствие указанным критериям компанию проверяют независимые эксперты. По словам представителей Cartier, ради природы они стараются не использовать токсичные материалы, снизили потребление воды и электроэнергии и стали больше заботиться о судьбе отходов. Масштабный проект по защите природы на протяжении десятилетий реализовывают Tiffany & Co — с 2006 года их объекты в Нью-Джерси получают энергию от солнечных батарей, в 2017-м бренд создал линейку украшений в виде диких животных, а в 2018-м стал одним из разработчиков стандарта об ответственной добыче полезных ископаемых.

В общей сложности политика компаний схожа — они стремятся к ответственному производству и присоединяются к проектам по снижению выбросов углерода. Так, бренд Chopard в 2013 году запустил программу «Путешествие к устойчивой роскоши» — сотрудники прошли обучение по устойчивому развитию и ответственной ювелирной практике. Работу Chopard контролируют многочисленные комитеты — они выбирают поставщиков и проверяют используемые на производстве химические вещества. В будущем сократить вред от производства запланировала австрийская компания Swarovski — наравне с коллегами бренд поставил цель к 2030 году сократить выбросы на 47 процентов.

Караты будущего

Тренд на экологичность постепенно захватывает все сферы и определяет поведение и производителей, и потребителей. Бывший председатель совета директоров североамериканского подразделения компании LVMH Полин Браун считает, что со временем минимальный вред природе станет определяющим фактором, которым будут руководствоваться покупатели — они будут выбирать то, что можно переработать, и у тех брендов, кто заботится об экологии.

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg / Getty Images

Представители индустрии ювелирных украшений предлагают несколько способов, как снизить влияние на окружающую среду. Наибольший вред исходит от добычи ископаемых — ее хотят сделать более чистой и перевести с традиционного топлива на возобновляемые источники энергии.

Спасти планету возможно и с помощью переработки драгоценных металлов — золото повторно можно получать из уже созданных, но выброшенных украшений, или из находящихся на свалках электронных приборов, включая старые мобильные телефоны и ноутбуки. Сегодня уже существуют компании, которые поступают подобным образом. Эксперты подчеркивают необходимость сфокусироваться не столько на переработке опасного пластика, сколько на более ценных и дорогих материалах.

«Если мы сосредоточимся исключительно на более дешевых материалах, таких как хлопок и пластик, где технологии переработки еще не совсем развиты, то революция замкнутого цикла потерпит неудачу, когда речь зайдет о ювелирных изделиях и моде. Поэтому если мы собираемся фокусироваться на переработке, то нам нужно начать с наиболее ценных материалов — переработанное золото должно быть в авангарде устойчивого развития в этой сфере», — объяснила основательница ювелирной компании Generation Collection Боряна Штробель.

Мы надеемся предоставить людям другую причину, по которой они захотят приобрести бриллиант, — то, что он может олицетворять приверженность лучшему будущему и более здоровой планете

Роберт Хагеманнсооснователь компании Aether Diamonds

Некоторые представители индустрии предлагают более технологичные методы создания материалов для ювелирных украшений. Выпускник Гарвардской школы бизнеса Роберт Хагеманн предложил делать бриллианты из воздуха. Он стал сооснователем компании Aether Diamonds, запатентовавшей особую технологию — разработчики извлекают углекислый газ из атмосферы, преобразуют его в углеводородный метан, который помещают в реактор. В течение трех-четырех недель в процессе осаждения атомы углерода превращаются в драгоценные камни. «Традиционная алмазная отрасль развивалась с точки зрения маркетинга. Мы надеемся предоставить людям другую причину, по которой они захотят приобрести бриллиант, — то, что он может олицетворять приверженность лучшему будущему и более здоровой планете», — рассказал бизнесмен.

В последнее время популярность набирают винтажные изделия — украшенные бриллиантами колье и серьги, которые сохранили хороший вид спустя десятилетия. В подобных изделиях на различных мероприятиях появляются некоторые знаменитости. Винтаж носит американская модель Эмили Ратаковски и ее немецкая коллега Жасмин Сандерс. Среди российских звезд винтажные вещи нравятся телеведущей Анастасии Ивлеевой.

Фото: Nathan Laine / Bloomberg / Getty Images

Однако массовый переход на винтаж или искусственные камни случится не скоро. Бренды десятилетиями строили свою репутацию, воспитывая на разных уровнях общества стремление к настоящим драгоценным металлам и камням. Помолвочное кольцо с бриллиантом от Tiffany & Co или подвеска в виде четырехлистного клевера от Van Cleef & Arpels — по-прежнему мощные символы в культуре потребления. Для спасения планеты должна вестись комплексная работа по продвижению менее вредных украшений — от снижения выбросов при добыче ископаемых до создания маркетологами правильного имиджа искусственных украшений. Только тогда люди по всему миру будут мечтать не о бирюзовых коробочках и бордовых футлярах, а об ожерельях, выращенных в лабораториях.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше