Мосгорсуд вынес приговор по громкому делу полковника МВД Евгения Кузина и полковника ФСБ Игоря Фролова, которых признали виновными в получении взятки в 25 миллионов рублей от вора в законе Миро Амадяна, известного в криминальных кругах как Мирон. Кузин и Фролов известны тем, что вместе работали над громким делом об убийстве журналистки Анны Политковской. Впрочем, их былые заслуги затмила история с Мироном: офицеры потребовали у него миллион долларов за то, чтобы на него не повесили дело по «антиворовской» статье. Из двух вариантов — платить или сидеть — Мирон выбрал третий, хотя и невероятный по воровским понятиям: написал заявление о вымогательстве, оказавшись вместо тюрьмы под госзащитой. Подробности громкой истории выясняла «Лента.ру».
Вор в законе Мирон приходится племянником ныне покойному Аслану Усояну (Дед Хасан), который ранее был лидером преступного мира России. Уроженец Тбилиси Амадян получил воровской титул в 2000 году, когда ему было всего 18 лет.
Никаких данных о молодости Мирона в открытых источниках нет, что может косвенно указывать на то, что в местах лишения свободы до своей коронации он не был. Такие данные не принято замалчивать в преступном мире. По некоторым данным, пик криминальной карьеры Мирона выпал на последние годы жизни Деда Хасана, убитого киллером в январе 2013 года.
Мирон вместе с Юрием Пичугиным (Пичуга) и Василием Христофоровым (Вася Воскрес) был одной из трех фигур, наиболее приближенных к боссу. Но Мирон, с одной стороны, всегда был в тени Деда Хасана, а с другой — быстро понял, какие преимущества имеет легальный бизнес над криминальным.
Еще в 2004 году, когда племянник немного освоился в криминальном мире, Дед Хасан назначил его смотрящим по Ярославской области. Тогда Мирон занялся бизнесом по утилизации отходов. Его партнером стал старый знакомый, подмосковный авторитет Жора Ивантеевский.
В том же 2004 году столичные оперативники задержали Мирона вместе с другим родственником Деда Хасана, Юрием Усояном (Юра Лазаревский). У них обнаружили наркотики, но оба отделались условными сроками.
В 2005 году УВД Ярославской области возбудило против Мирона уголовное дело за подделку документов, его даже объявили в розыск. Но и в этот раз Мирон удивительным образом избежал отправки в колонию.
Преемник короля
После того как осенью 2010 года на Деда Хасана было совершено покушение, он, по всей видимости, задумался о преемнике. Возможно, лидер преступного мира России видел именно Мирона в этой роли.
Об этом говорил и тот факт, что в 2011-2012 годах именно Мирон общался со всеми подконтрольными и лояльными клану Деда Хасана бизнесменами, а также вел переговоры от лица клана с другими криминальными авторитетами. Его босс на тот момент почти отошел от дел.
Во многом это случилось после того как в мае 2012 года во время задержания под Анапой скончался вор в законе Мерали Мусоян (Омар). Он был одним из самых влиятельных авторитетов Краснодарского края и близким другом Деда Хасана.
Узнав о кончине Омара, главный вор России замкнулся в себе и постепенно стал уходить на покой
Почти всеми делами клана в это время управляли его ставленники. Именно в тот момент Мирон попал в поле зрения оперативника управления «К» (занимается контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы; его сотрудники привлекались к разработке и задержанию крупных чиновников и криминальных авторитетов — прим. «Ленты.ру») ФСБ России Игоря Фролова.
Мирон заинтересовал чекиста как один из наиболее состоятельных и перспективных воров в законе того времени. Как сообщало информационное агентство (ИА) «Прайм Крайм», преждевременно выйдя на пенсию, Фролов поступил на службу к Мирону. «СМИ приписывали бывшему контрразведчику должность начальника службы безопасности Мирона и консультанта по правовым вопросам», — отмечало агентство.
След Политковской
16 января 2013 года Деда Хасана застрелил киллер. Год спустя полицейские задержали Мирона. Они выяснили, что тот нелегально проживал на территории столичного региона, и собирались депортировать его из страны.
При этом, как оказалось, у вора в законе были документы на имя Дмитрия Чантурии — по ним он жил как минимум с 2000 года
Но Мирон сумел избежать депортации: вместо этого его оштрафовали на пять тысяч рублей. А в конце 2019 года Игорь Фролов предупредил вора в законе о том, что ему может грозить уголовное дело по статье 210.1УК РФ («Занятие высшего положения в преступной иерархии»).
По данным «Новой газеты», Фролов якобы предложил Мирону урегулировать проблему за один миллион долларов, объяснив это тем, что оперативную разработку якобы ведет его знакомый Евгений Кузин, замначальника управления по раскрытию резонансных преступлений ГУУР МВД России.
Как отмечала «Новая газета», Кузин и Фролов сдружились, когда работали вместе в оперативно-следственной группе, занимавшейся расследованием уголовного дела об убийстве журналистки Анны Политковской.
Время выбирать
Отдать силовикам за один раз миллион долларов Мирон не смог: он отписал полковникам через посредников большой земельный участок и несколькими траншами передал им около 25 миллионов рублей, а затем встал перед непростым выбором.
Мирону нужно было либо потерять весь свой бизнес, либо убрать угрозу в лице полковников-вымогателей, отступив от воровских понятий. Он выбрал второе и пошел на беспрецедентный шаг по меркам воровского мира — написал заявление о вымогательстве со стороны Кузина и Фролова в правоохранительные органы.
После этого общение Мирона с полковниками шло уже под контролем оперативников
Так, в рамках одного из траншей вор в законе передал Кузину через Фролова 100 тысяч долларов мечеными купюрами. Позже эти деньги найдут при обысках по делу. И когда все улики оказались на руках у оперативников, те решили брать полковников-вымогателей.
Отступник в законе
О том, как проходило задержание, подробно рассказывала «Новая газета». 29 января 2020 года в столичном ресторане «Босфор» на Арбате за одним столиком встретились вор в законе Мирон и полковники Кузин и Фролов. Мирон приехал на встречу без охраны: она была ему не нужна.
В тот момент за троицей пристально наблюдали оперативники управления «М» ФСБ России, которое ищет преступников в рядах силовиков. Речь на встрече в «Босфоре» вновь зашла о деньгах, которые Мирону настойчиво предлагали заплатить.
Вор в законе для вида попытался поторговаться с полковниками, но те объяснили, что деньги предназначаются «большим людям» в МВД и снизить сумму не получится.
Как только Мирон передал очередной транш Кузину и Фролову, в ресторан ворвались оперативники и задержали их
В феврале 2020 года появилась информация, что 38-летнего Мирона в рамках уголовного дела о вымогательстве собираются брать под госзащиту. Он стал первым вором в законе, претендующим на это, поскольку официально стал свидетелем со стороны обвинения по делу полковников Фролова и Кузина.
Точку в их деле Мосгорсуд поставил 14 марта: Евгения Кузина приговорили к 11 годам колонии строгого режима со штрафом в 83,9 миллиона рублей и лишили звания. Игорь Фролов получил 9,5 лет колонии строгого режима со штрафом в 55,9 миллиона рублей, при этом звание полковника за ним сохранили.
Казалось бы, Мирон в противостоянии с ними одержал победу
Но история с госзащитой и признанием себя потерпевшим от действий людей в погонах неизбежно должна была вызвать бурную реакцию в преступном мире. Такое поведение Мирона категорически противоречило воровским понятиям, которые строго запрещают любое сотрудничество с властями, а тем более с правоохранительными органами. Но вышло иначе.
«Нормальные опера, но черт попутал»
По данным информационного агентства (ИА) «Прайм Крайм», воры в законе, находящиеся в Москве, получили от своих кураторов из правоохранительных органов прямое указание не трогать Мирона. О том, с чем это может быть связано и что ждет вора в законе, отступившего от всех понятий преступного мира, «Ленте.ру» рассказал криминалист и бывший оперативник МВД России Михаил Игнатов.
«Лента.ру»: насколько соответствует воровским понятиям поведение Мирона?
Михаил Игнатов: Многие удивились — как так, вор в законе, серьезный человек, который был близок к Деду Хасану, вдруг признал себя потерпевшим и стал сотрудничать с органами.
С одной стороны, по воровским понятиям такого делать нельзя: вор в принципе не может иметь ничего общего с государством
С другой стороны, Мирон ведь сдал ментов, а это не западло. Просто в воровских традициях про это ничего нет — просто потому, что таких ситуаций раньше не было. Но ведь и понятия меняются, трансформируются постепенно. Старые, советские воровские принципы сегодня немного отошли на задний план.
Получается, то, что сделал Мирон, сегодня допустимо в мире воров в законе?
Тут стоит учесть такой момент: силовики хотели стрясти с него деньги. Но откуда вообще деньги у вора в законе? Вор по понятиям — он вообще бессребреник, у него ничего нет по определению, и его дом — тюрьма. С него просто нечего взять. Но Мирон — коммерсант.
Ни для кого не секрет, что коммерсантов пытаются «доить» всевозможные структуры, в том числе и правоохранительные органы. Так что по этой логике все произошедшее вполне закономерно. Правда, силовики не учли один момент: брать деньги у воров в законе нельзя категорически. Это всегда роковая ошибка людей в погонах.
Можете привести пример аналогичной истории?
За примером далеко ходить не надо — можно вспомнить руководство столичного управления СКР, которое оказалось за решеткой, вступив в товарно-денежные отношения с лидером преступного мира России Захарием Калашовым (Шакро Молодой). Александр Дрыманов, Денис Никандров, Михаил Максименко, другие сотрудники — все понесли наказание.
История с Мироном и двумя полковниками абсолютно такая же, выстроенная по тем же правилам
Причем кроме случаев, которые на слуху, есть еще масса таких же, но оставшихся в тени. И везде — один сценарий: вроде были нормальные полицейские, нормальные опера, но их, как говорится, черт попутал.
Почему Мирона сегодня не трогают другие силовики?
На сегодняшний день он потерпевший, под госзащитой, но она тоже однажды закончится. Мирон сейчас в прессе активно отрицает свой воровской титул, утверждает, что он бизнесмен и отошел от воровской жизни. Я считаю, что он лукавит: ни от чего он не отошел и никогда не отойдет.
Да, сейчас к нему никаких мер применять не будут. Но настанет день — и его настигнет уголовная ответственность по антиворовской статье 210.1 УК РФ. Чем, собственно говоря, он лучше или хуже других?
Не будет ли возможное уголовное дело против Мирона местью от силовиков?
Нет, думаю, тут все куда проще. Если Мирон вор — то по закону ему придется за это ответить. Если он отрекся — пусть запишет видео с отречением. Тут или так, или этак — середины быть не может. Причем в случае с Мироном ему придется еще и откреститься ото всех связей со своим легендарным родственником Дедом Хасаном, а это весьма непросто.
Поверьте, доказательств там хватает. Мирона короновали в 2000 году, он 22 года живет воровской жизнью и вращается в криминальных кругах. Однажды это все достигнет критической точки — просто нужно время.