В конце марта президент Южной Осетии Анатолий Бибилов высказался о планах республики войти в состав России. Для этого в ближайшие месяцы будет проведен референдум. Заявление Бибилова прозвучало на фоне проходящей в стране предвыборной кампании и слухов о возможном вхождении в состав России других частично признанных республик. Слова президента вызвали неоднозначную реакцию, так как это решение в случае его реализации способно не только осложнить российско-грузинские отношения, но и стать поводом для усиления международного давления на Москву. Решит ли референдум южноосетинские проблемы или только усугубит их и чем обернется такой шаг для России и всего постсоветского пространства — разбиралась «Лента.ру».
«Референдум — дело техники»
«Объединение с Россией — наша стратегическая цель. Наш путь. Чаяние народа. И по этому пути мы будем двигаться. Соответствующие юридические шаги мы сделаем в ближайшее время», — такими словами президент Южной Осетии Анатолий Бибилов анонсировал референдум о вхождении республики в состав России с последующим объединением с Северной Осетией. По его словам, провести референдум и присоединиться к России — «дело техники», поскольку конституция страны такой вариант позволяет. Провести все необходимые процедуры власти страны вознамерились после президентских выборов, второй тур которых намечен на 8 мая.
Глава Северной Осетии Сергей Меняйло поддержал инициативу объединения двух республик. С этого момента начались консультации с Россией по вопросу проведения референдума и дальнейшего вхождения республики в состав РФ. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, комментируя эту инициативу, заверил, что она не была согласована с Кремлем, но в Москве выбор местных жителей будут уважать.
У нас [в России] в этом плане ни юридических, ни иных действий не предпринималось, но в то же время в данном случае речь идет о выражении мнения народа Южной Осетии, и мы с уважением к нему относимся
Идея возможного присоединении к РФ обсуждается в республике с момента распада СССР, и особенно активно после вооруженного конфликта 2008 года. А вопрос объединения Северной и Южной Осетии носит не только исторический, но и этнический, культурный характер, поскольку большая часть населения обеих республик — осетины. К тому же населению Южной Осетии будут предоставлены все гарантии безопасности, если республика войдет в состав Российской Федерации.
Однако для России помимо приобретения новых территорий и воссоединения несправедливо разделенного осетинского народа такой исход несет в себе существенные риски, поскольку моментально приведет к осложнению и без того не самых простых отношений с Грузией, считающей Южную Осетию своей исторической территорией, перешедшей под контроль Москвы.
«Недопустимо обсуждать какие-либо референдумы, пока территория Грузии оккупирована Россией», — сказал глава МИД Грузии Давид Залкалиани, комментируя заявление Бибилова.
Очень спорная территория
До российско-грузинского конфликта 2008 года вокруг Южной Осетии между государствами уже был ряд противоречий. Стремление Цхинвала к независимости зародилось на фоне протестов, проходивших в Грузинской ССР в 1988-1989 годах. Молодежь, выходившая на улицы Тбилиси под лозунгами «Грузия для грузин», требовала ликвидации автономий в Абхазии, Южной Осетии и Аджарии и полного перевода системы их образования на грузинский язык. Одним из лидеров протестов был диссидент Звиад Гамсахурдия. Примечательно, что республиканские власти никак не реагировали на такие радикальные, националистические лозунги.
А вот Абхазия отреагировала: 18 марта 1989 года на 30-тысячном митинге в селе Лыхны протестующие абхазы потребовали от советского правительства фактически отделить Абхазию от Грузии. Следом запротестовала и Южная Осетия, до этого не проявлявшая сепаратистских настроений. Автономия решила полностью выйти из-под власти Тбилиси и перейти под прямое управление Москвы.
В 1990 году на выборах в Грузинской ССР победила партия Гамсахурдии «Круглый стол — свободная Грузия». Его политическая сила взяла курс на отделение от СССР под все тем же лозунгом «Грузия для грузин». В том же году Южная Осетия приняла декларацию о суверенитете и обратилась к советскому руководству с требованием признания самостоятельности республики, что спровоцировало военные столкновения с грузинами.
И несмотря на то что политика Гамсахурдии быстро потеряла популярность, и он был свергнут, его преемник Эдуард Шеварднадзе также взял курс на силовое решение грузино-осетино-абхазского конфликта. Боевые действия в Южной Осетии закончились в 1992 году под давлением России, которая ввела миротворцев на спорную территорию. Тогда же в республике был проведен референдум о независимости и будущем воссоединении с Россией. За проголосовали 99,89 процента участников плебисцита.
С тех пор Южная Осетия фактически оставалась независимой хотя и непризнанной республикой, несмотря на то что правительство Грузии рассматривало эту территорию как Цхинвальскую область. Постепенно население Южной Осетии стало обзаводиться российским гражданством — паспорта РФ они получали по упрощенной процедуре. Так, в 2002 году численность лиц, имевших гражданство РФ, составляла 60 процентов населения, а в 2006 году — уже 80 процентов.
Такое положение дел вызывало недовольство в Тбилиси: официальные лица называли российскую политику конфронтационной. К тому же тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили своими главными целями объявил интеграцию в структуры НАТО и Евросоюза. Для этого ему необходимо было разрешить существующие территориальные споры. На Западе курс Саакашвили получил поддержку — возможно, поэтому грузинский лидер решил, что у него развязаны руки. В ночь на 8 августа 2008 года грузинская армия вошла на югоосетинскую территорию. Россия в ответ ввела в регион свои войска, к которым присоединились вооруженные силы Абхазии. Военный конфликт, получившей в России название «принуждение к миру», длился на протяжении пяти дней. После его завершения Москва официально признала независимость двух республик, а Тбилиси из-за этого разорвал с ней дипломатические отношения.
Эффект домино
В 2013 году власть в Грузии сменилась, и хотя она не испытывала особых симпатий к России, все же выступала за мирное урегулирование конфликта и более прагматичные отношения с большим соседом. Некоторые подвижки в этом направлении были сделаны — особый успех был заметен в сфере туризма и торговли. Тем не менее, исходя из новых реалий и учитывая риторику официального Тбилиси, исключать нового военного противостояния все же нельзя.
Мы вошли в ситуацию, когда боестолкновения становятся вполне возможной вещью
Более того, во время проведения спецоперации на Украине против России может быть открыт второй фронт, считает заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор Андрей Бакланов. В этой связи он призывает учитывать возможность прямых боестолкновений с Грузией на территории Южной Осетии. «В политическом поле мы не осознали ситуацию, в которой мы находимся, она в корне отличается от того, что было еще пару месяцев назад. Сейчас везде могут быть боевые столкновения», — сказал Бакланов.
Однако важно учитывать численность и боеспособность грузинской армии, которая с трудом может похвастаться большим потенциалом по сравнению с армией РФ. Несмотря на существование с 2015 года постоянного тренировочного центра НАТО в Грузии и высокую частоту учений по линии НАТО-Грузия, по версии индекса Global Firepower, Грузия находится на 88 месте. Россия в свою очередь в рейтинге находится на втором месте. Общая численность вооруженных сил Грузии, включая военизированные формирования, составляет до 37 тысяч человек, в то время как мобилизационный потенциал — 300 тысяч человек. Вооруженные силы РФ могут противопоставить армию численностью 1 миллион, а резервный потенциал — еще до 2 миллионов человек.
Несмотря на то что в специальной операции на Украине со стороны России задействовано около 200 тысяч человек, большая часть вооруженных сил России находится в постоянных местах дислокации и готова к выполнению любых государственных задач по защите собственных граждан.
С другой стороны, Грузия не присоединилась к санкциям Запада, что, вероятнее всего, продиктовано экономической составляющей вопроса, поскольку на Россию приходится примерно 11 процентов от объема внешней торговли — она занимает второе место в списке крупнейших торговых партнеров Грузии.
Несколько рычагов влияния на соседа есть и у Южной Осетии. В районе югоосетинского села Орчосан граница республики менее чем на 500 метров подходит к единственной автомобильной дороге, соединяющей Азербайджан, Армению и восточную часть Грузии, включая столицу, с грузинскими портами Поти и Батуми на западе страны. Если вдруг война возобновится, вооруженным силам Южной Осетии не составит труда перекрыть стратегическую трассу Закавказья. Прерывание транзита нанесет существенный урон экономике всего региона и отрежет часть грузинских вооруженных сил.
Еще один рычаг воздействия — нефтепровод «Баку — Супса», часть которого оказалась под контролем Южной Осетии. Этот трубопровод запустили в 1999 году в стремлении обойти российскую монополию на транспортировку каспийской нефти. Инициатором постройки был Азербайджан, оператором стала британская British Petroleum (ВР). В случае обострения обстановки поставки нефти по этому стратегически важному пути могут быть перекрыты.
Поэтому для Тбилиси военный сценарий может означать серьезные проблемы во многих сферах жизни государства. Между тем 7 апреля генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заверил, что альянс расширит поддержку Грузии. А 27 апреля Госдеп США сообщил о планах в ближайшее время направить стране вооружение на 35 миллионов долларов. Однако трудно представить, что этот шаг способен в значительной степени увеличить военный потенциал государства.
Надежду на мирных исход вселяют последние заявления грузинского руководства. В ответ на предложение советника офиса президента Украины Алексея Арестовича напасть на Абхазию и Южную Осетию вице-премьер Грузии Тея Цулукиани заявила: «Мы поколение, которое прошло через войну. Это всегда необходимо подчеркивать. Мы не допустим войны». Ее коллега, депутат от правящей партии «Грузинская мечта — демократическая Грузия» Николоз Самхарадзе признал, что никто не собирается прислушиваться ни к Арестовичу, ни к другим представителям украинского руководства.
Совершенно ясно, какова его задача. Его задача — втянуть Грузию в войну. Нам, действительно, не нужны указания Арестовича. Не думаю, что Арестович любит Грузию больше, чем кто-либо из нас
Но даже если исключить военное вмешательство Грузии после гипотетического присоединения Южной Осетии к России, это не отменит нового витка эскалации в отношениях с коллективным Западом — как минимум новые санкции России обеспечены. Однако в текущих условиях особого значения такое решение иметь не будет, поскольку против России уже и так ведется необъявленная война в экономической и военной сферах, считает Андрей Бакланов.
Эксперт напомнил, что Москва всегда относилась с повышенной осторожностью к вопросу о статусе кавказских республик, поскольку изменение этого статуса могло повлечь региональные и международные осложнения.
Специфика нынешней международной ситуации, которая сложилась, те меры, которые коллективно принимаются Западом в отношении РФ, полностью лишают смысла продолжение осторожной линии внешней политики в этом вопросе
По мнению Бакланова, дальнейшее возможное ухудшение ситуации ничего не меняет и ничего не добавляет — Россия уже занимает первое место в мире по количеству введенных против страны санкций.
Решение вопроса Южной Осетии может стать прецедентом для других частично признанных и непризнанных государств. Другими словами, это может вызвать эффект домино с проведением референдумов и вступлением в состав Российской Федерации ряда государств, население которых может изъявить такую волю. Среди них часто упоминают Приднестровскую Молдавскую республику, Донецкую и Луганскую народные республики и даже Абхазию.
Но не все государства, подпадающие под эту категорию, рассматривают возможность присоединения к России. По словам спикера парламента Абхазии Омара Кварчии, его страна не собирается входить в состав РФ. Еще в 2020 году в МИД республики негативно отнеслись к словам российского писателя Захара Прилепина о проведении референдума и присоединении Абхазии к России. «Подобного рода инициативы крайне негативно воспринимаются народом Абхазии и не способствуют укреплению поистине добрососедских и дружеских отношений между нашими странами», — заявили в ведомстве.
***
Референдум о присоединении к России уже проходил в 1992 году, соответственно возникает вопрос о причинах проведения повторного референдума. Бывший советник президента Южной Осетии Сослан Джуссоев в интервью «Коммерсанту» высказал мнение о том, что это может быть частью предвыборной кампании президента Бибилова. Он уже использовал этот прием на парламентских выборах в 2014 году, на президентских выборах в 2017-м и на парламентских выборах в 2019-м. По очевидным причинам тема «воссоединения с северными братьями» является одной из консолидирующих идей, благодаря которой можно объединить электорат. В пользу этой версии говорит и то, что другой кандидат в президенты Алан Гаглоев, который по итогам первого тура, кстати, вырвался вперед (36,9 процента голосов против 33,5 процента у Бибилова), тоже готов провести референдум, но обязательно по согласованию с Москвой.
Примечательно, что за все время нахождения у власти (с 2017 года) Бибилов так и не сделал реальных шагов по вступлению в состав РФ. Тем не менее сегодняшняя международная конъюнктура настолько изменилась, что делает текущее обращение к теме воссоединения с Россией более весомым. И Москва, которая прежде всегда щепетильно и аккуратно подходила к вопросу Южной Осетии, на этот раз может перестать себя ограничивать — замороженный конфликт на границе более не вызывает снисходительного отношения к грузинским и западным коллегам. Так или иначе, серьезность намерений правительства республики можно будет оценить непосредственно после второго тура президентских выборов, который состоится 8 мая.