«Прими как данное: умрешь — так умрешь» История россиян, которые решились путешествовать по рекам Севера на катамаране

Фото: Shutterstock

Проект «Байкал — Аляска» изучает историю и географию восточной части России, Тихий океан и Аляску. В 2022 году участники решили выйти в экспедицию «Великие реки Сибири» на надувном катамаране — их путь начнется в Иркутске, пройдет через Дудинку, Норильск, плато Путорана и порт Диксон, после чего они поднимутся по Енисею, пройдут Лену и вернутся в Иркутск. «Лента.ру» поговорила с участником одного из этапов экспедиции Даниилом Голубевым о том, зачем нужны такие путешествия, насколько они опасны и почему от них сложно отказаться.

«Лента.ру»: Вы до этого выходили в подобные экспедиции?

Даниил Голубев: Да, ходил в 2016 году, когда проект «Байкал — Аляска» только начинался. Я ходил на тримаране, из трех гондол — в катамаране две гондолы. Мы на этом экспериментальном судне решили пройти маршрут. Он был не парусный, а моторный.

Фото: Страница Даниила Голубева во «ВКонтакте»

А вообще, с руководителем экспедиций Анатолием Казакевичем мы в 2006 году ходили в его первый морской поход на надувном катамаране с парусом 1100 километров с Находки до Советской Гавани.

А почему вам это интересно, чем вас привлекают такие путешествия?

Во-первых, это пример для нового поколения, которое посмотрит и решит: «А мы тоже так можем». То есть привлечение молодежи к походной культуре и популяризация туризма в регионе. Еще мы снимаем видео и фотоматериалы, у нас выйдет фильм, и пишется книга. И плюс то, что мы исследуем территорию сами — в интернете очень мало материалов из этих мест, где ходят только рыбаки. А есть еще очень богатая история нашего края, и мы к ней приобщаем людей.

Иркутск, Россия

Иркутск, Россия

Фото: Shutterstock

Я знаю, что вы еще и песни пишете. Настолько вас это все вдохновляет?

Да, конечно. Встречи, малоизвестные истории, подвиги людей, красота Сибирского края — об этом должны знать все жители нашей Родины, выражаю это все в стихах и музыке.

Много в команде творческих людей?

Конечно. Ты же видишь все это своими глазами, не по телевизору и пропускаешь через себя. Я закладываю в песни свой опыт, знания, то, что даст людям понять, как устроен мир.

А у вас не было желания перестать этим заниматься?

Нет. На самом деле наша жизнь состоит из приключений, и надо двигаться вперед, а если стоишь на месте, развития не будет. В таких экспедициях человек познает себя плюс получает ответы на свои вопросы. Человек должен быть неистов, тогда он человек.

Полуостров Таймыр, Россия

Полуостров Таймыр, Россия

Фото: Shutterstock

Что отличает летнюю экспедицию от предыдущих?

Судно, на котором мы идем, больше скороходное, а вместительность пассажиров меньше — теперь мы ночуем на берегу, а раньше могли ночевать на катамаране. Но полярный день позволяет долго идти и меняться, спать по очереди.

А как вообще проходит день на катамаране?

Мы просыпались утром на берегу, ходили смотрели достопримечательности населенного пункта, посещали музеи и экскурсии, встречались с администрацией. Бывало, у нас ломался катамаран, и мы героически его чинили. Бывало, что в следующий пункт приходили уже поздно. В некоторых местах были места для ночевки, мы ночевали там, чтобы избежать комаров — они бывают очень злые, прокусывают одежду. Все эти отпугивающие средства работают недолго.

Насколько сложно передвигаться на небольшой лодке?

У нас лодка катамаранного типа, производится в Петербурге и называется «Братан». Она 7,5 метра в длину. В первой экспедиции тримаран был «Искатель», на основном этапе экспедиции был катамаран, изготовленный на заказ в Новосибирске, с парусами и такелажем, моторно-парусный. Который сейчас в кампусе университета на Аляске стоит — из-за санкций вывезти его невозможно. И третий как раз вот этот.

В прошлом году я разрабатывал маршрут Амурской экспедиции, и мы решили идти на нем, потому что это проще. Это была разведка амурского этапа «Байкал — Аляски», надо было найти путь по рекам, поэтому выбрали такую лодку. Сходили до Шантарских островов, потом завернули на Аян, сделали колечко и пошли вниз, в Иркутск. Лодка показала себя прекрасно, потому что в Охотском море суровый климат и его отливы в районе Шантарских островов считаются самыми большими в мире.

А в непогоду сложно?

У нас лодка закрытого типа, и когда идет дождь, практически не видно, куда идем. А еще, оказывается, на реках бывают достаточно серьезные шторма, волны поднимаются. Один человек сидит впереди, протирает «окна», надо же смотреть, где судовой ход, куда идем.

Сейчас еще Енисей обмелел, вода упала практически на метр — тоже было сложно, пару винтов у нас оторвало. Видим, местные идут на лодке, пошли к ним. Оказалось, это староверы, которые нас специально на мель загнали, потому что испугались — у нас лодка один в один как у Рыбнадзора, и рыбаки от нас в разные стороны разбегались, а мы и не знали.

В общем, были поломочки. А так, в принципе, удобно — ее сильно не заносит, но подруливать при ветре надо. Шторма небольшие выдерживала, но впереди Карское море — посмотрим, как она себя покажет. Нам ее посоветовал Андрей Прудников, известный путешественник, закаленный в морях. У него есть своя судоверфь в Сургуте, они ходили на такой лодке и испытывали ее.

А что самое сложное в подготовке к таким путешествиям?

Самое сложное — точно рассчитать запас топлива, потому что там, куда мы идем, нет заправок. Продукты всегда почему-то остаются, а вот топливо надо четко просчитать, учитывая, что, если лодка перегружена, она медленнее идет.

Дикая природа нас не особо пугает — я понимаю, что если мы ведем себя с природой нормально и живем в мире, не трогаем, то и она нас не тронет. Если мы к ней придем с хорошими мыслями — все будет хорошо

Были ситуации, когда казалось, что выхода уже нет?

У меня в жизни были такие ситуации, когда я себе задавал вопрос: «Что, уже все?» — и оказывалось, что нет. В экспедициях у меня такого не было. У ребят было, когда они ходили на Аляску и зацепились якорем — прозевали прилив. Говорят, было страшно. У меня пока не было таких ситуаций.

Ленские столбы, национальный парк в Якутии

Ленские столбы, национальный парк в Якутии

Фото: Shutterstock

Я думаю, что многое зависит от энергии человека, какую энергию он к себе притягивает. И с другой стороны, если разобраться, смерти же нет. Мы становимся световыми сущностями и идем потом кто куда, кому куда предназначено. Если смерти не бояться — вообще ничего не страшно, а любой человеческий страх завязан на страхе смерти. Прими как данное: умрешь — так умрешь. Не будешь бояться — не будешь сливать жизненную энергию.

Все зависит от настроя, как настроишься — так и по жизни пойдешь. Я начал этим интересоваться с 2015 года, когда понял, что мы живем не просто так, — начались искания, учения, общение с людьми соответствующих практик.

А курьезы какие-то были?

Когда мы пришли в Норильск, то перевезли лодку на реку Норильскую, по местному Норилку, — оттуда есть выход к плато Путорана. И наш капитан, Константин Судникович, говорит: «Помчали на плато Путорана». Ну и едем — спустили лодку, доехали до участка озера Мелкого, сняли это на видео. А мы должны сдать лодку участникам следующего этапа. Пишем им в чат, что мы уже на озере Лама и встретимся там — была такая шутка. Но у нас бензина не хватило до конца дойти, мы подумали, развернулись и вернулись.

Ущелье реки. Таймыр, Россия

Ущелье реки. Таймыр, Россия

Фото: Shutterstock

Познакомились еще с местными жителями, они нам помогли бензин заправить. Там есть заправки местные для своих, и от нашего друга Виктора Кандина приехал парень, сказал, что бензин «для наших», — дали за 120 вместо 140 рублей за литр.

А вообще местные жители хорошо к вам расположены?

Да, бывало, рыбаки к нам подходили, угощали рыбой, дарили нам свои снасти — у них же свой метод ловли рыбы. Такое сибирское радушие — простые ребята, Сергей и Николай из села Артюгино, живут там уже много лет, работают вахтой.

Нам попадались и депутаты, и библиотекари, и работники администраций — и там было принятие и радушие. Помогали нам очень сильно.

А у вас есть средства на случай экстренных ситуаций?

У нас на борту есть спутниковый телефон, мы отзванивались по нему в том числе и в местах, где не было интернета, — чтобы рассказать, что произошло на этапе и чтобы это опубликовали в блоге экспедиции.

Есть и шумовые гранаты, чтобы отпугивать медведей. Мы вообще хорошо укомплектованы средствами защиты.

Однажды мы ночевали на берегу, и медведь маленький пришел, его мать где-то, видимо, рядом ходила — Павел Зезулин его начал прогонять, он ушел, а мы в палатке в это время спали. Но вообще нам эти средства защиты пока не пригождались.

Река Енисей

Река Енисей

Фото: Shutterstock

Экспедиция будет состоять из нескольких этапов. Как долго она будет длиться?

Маршрут: Иркутск — БратскУсть-ИлимскЕнисейскДудинка, кольцевой маршрут на плато Путорана — остров Норденшельда (остров Русский) в Карском море. Потом возвращение обратно, по Дудинке, по Нижней Тунгуске до Туры, потом в верховьях переброска в бассейн Лены и спуск в Качуг, оттуда до Иркутска.

Экспедиция на 2,5 месяца, возвращение — к середине сентября.

Причем только один человек примет участие во всех этапах экспедиции — это оператор Родион Такчинаков, который снимает документальный фильм, фото и видео. Очень много съемок делает с квадрокоптера. Тяжело, конечно, пройти весь этот маршрут — столько информации, столько снимать.

А проект организации экспедиций — это дело рук энтузиастов, которым это все просто интересно и хочется делиться?

Скажу так: есть люди, которые этим занимаются ради нашего будущего, а есть, которые ради денег. Я на днях общался с товарищем — есть такие люди в компании с позицией «денег дашь — тогда я буду что-то делать».

Поселок Диксон на полуострове Таймыр

Поселок Диксон на полуострове Таймыр

Фото: Денис Кожевников / ТАСС

Я за то, чтобы молодежь просвещалась и регионы развивались. Чтобы наши дети, их дети и далее по роду знали, что слово Родина пишется с большой буквы Р, чтобы любили свою Землю-матушку и бережно к ней относились, почитали великих предков своих, сохранили культуру и великий могучий живой русский язык — это самое главное!

Когда идем по маршруту, узнаем насущные проблемы и нерешенные вопросы от местного населения. Мы рассказываем об этом журналистам. Рождается социальный отклик, резонанс в обществе, и появляется человек, который помогает решить те острые вопросы.

Так вот, есть в Усть-Илимске детский яхт-клуб «Лагуна». В советские времена сюда на соревнования приезжали дети, подростки со всего Союза. И вот пару лет назад, как рассказал нам бывший директор яхт-клуба, настали тяжелые времена. Местный чиновник просто вывез, то есть своровал, все учебные лодки с такелажем. А на участок земли уже заглядываются покупатели. Первая линия у воды с готовым пирсом стоит дорого!

А для местных властей этот яхт-клуб не имеет никакой коммерческой выгоды. Им не нужно сильное нравственное поколение в сильной стране! Им нужны тела-их-хранители, которых воспитывают с детства в бойцовских клубах...

Но есть у директора мечта вновь увидеть «Корветы» на Усть-Илимском водохранилище и добрые, счастливые лица ребят под белоснежными парусами.

А Татьяне Николаевне Тархановой из села Ярцево нужен помощник и единомышленник, которому она сможет доверить дело всей своей жизни — краеведческий музей.

Отзовитесь, нужные люди.

Когда мы на Аляску ходили и начались санкции, история переросла в дипломатическую — в объединение наших народов. Когда были на Аляске, Анатолий встретил человека по имени Джефф, ветерана Вьетнамской войны. Они поговорили, и он сказал: «Я всегда знал, что советские люди — добрые и наши народы стравливают правительства». А в моей песне «Родина моя», которую я начал писать в экспедиции в 2016 году, есть такие строчки: «Там живет Надежда Мира, Вера в Дружбу и Любовь». Хотя об этой встрече с Джеффом я еще не знал. Он сказал, что мы сможем забрать небольшую яхту, чтобы этот корабль пришел на Байкал и на Байкале появился американский флаг. И вот такая у нас есть миссия.

Плато Путорана. Полуостров Таймыр, Россия

Плато Путорана. Полуостров Таймыр, Россия

Фото: Shutterstock

А есть какой-то отклик от проекта — заинтересованность со стороны, обратная связь?

Капитан наш Толя Казакевич ездил в Москву и встречался с Владимиром Путиным, он обещал ему поддержку проекта. В общем, внимание на проект обратили. С точки зрения предпринимательства — это развитие взаимной туристической инфраструктуры регионов по пути маршрута и торговых отношений с Аляской, например. Ребята, которые там живут, такие же, как мы, сибиряки, — занимаются промыслом, охотой, рыбалкой.

Плато Путорана

Плато Путорана

Фото: Shutterstock

Местные власти тоже обращают внимание, проект включается, происходит небольшой пиар. У нас есть спорт-парк «Поляна» в Иркутске, где строится отель «Байкал — Аляска», и там номера все посвящены определенному географическому объекту по пути следования экспедиции — Байкал, Лена, Якутск, Охотском море, Камчатка, Чукотка, Аляска, всем пунктам маршрута. Депутаты в это включаются, как-то участвуют.

Но все нарастает постепенно — собираются люди, которым это интересно и которые этого хотят. Небольшой костяк.

Я организовал костер в нашем парке «Поляна», провожу его по четвергам — там собираются люди с активной жизненной основой — путешественники, ученые, историки, краеведы, рассказывают о своем опыте, мы поем песни. Все понимают, что надо воспитывать будущее поколение — это первоочередная задача. Себя мы давно испытали.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше