Предыдущие десятилетия Япония делала ставку на экономическую мощь, но перманентная нестабильность на Корейском полуострове и риск обострения ситуации вокруг Тайваня, похоже, заставляют Токио взяться за наращивание мощи военной. В скором времени оборонный бюджет страны будет увеличен вдвое, а у Сил самообороны Японии появится возможность и средства наносить превентивные удары вглубь территории противника. Все это вызывает серьезную обеспокоенность у соседей. В новой оборонной стратегии Китай и Россия увидели возврат к милитаристскому прошлому Японии, а Северная Корея назвала визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Токио прелюдией к войне. В Японии, напротив, заявляют, что эти действия — вынужденная реакция на угрозы со стороны соседей. Почему Япония решила отказаться от пути пацифизма, по которому шла последние 75 лет, и правда ли, что растущий военный потенциал Страны восходящего солнца опасен для России — разбиралась «Лента.ру».
Отчаянные меры в отчаянные времена
Политические потрясения минувшего года не прошли бесследно ни для одной страны мира, включая Японию. С тревогой наблюдая за боевыми действиями на Украине и неспокойной обстановкой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в середине декабря 2022 года японское правительство приняло обновленную Стратегию национальной безопасности. Документ констатировал: Япония столкнулась «с самой тяжелой и сложной ситуацией в сфере безопасности с момента окончания Второй мировой войны», а потому вынуждена пойти на беспрецедентное наращивание военной мощи.
После многолетних дебатов в документ было включено знаковое — и крайне спорное — положение о предоставлении Силам самообороны Японии средств для нанесения «контрударов» по командным пунктам и базам противника еще до того, как тот запустит ракеты по целям на территории страны
Для этого Японии понадобятся новое оружие, способное поражать цели на большом расстоянии: власти приняли решение увеличить дальность действия собственных ракет Type 12 и закупить американские крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полета около 1600 километров.
выделит правительство Японии на закупку новых вооружений в следующие пять лет
К установке новых ракет приступят в 2026 году. Всего же под военные нужды к 2027 году будет выделено 43 триллиона йен (315 миллиардов долларов): власти постепенно увеличат военный бюджет в два раза — с 1 до 2 процентов от ВВП, — тем самым встав на один уровень со странами НАТО. Только лишь на исследования и разработки в военной сфере в текущем году будет выделено в три раза больше средств, чем в 2022-м. По подсчетам экспертов, к 2027 году ежегодный оборонный бюджет Японии приблизится к 80 миллиардам долларов — третий по величине показатель в мире, при условии, что в течение пяти лет другие страны не увеличат свои оборонные расходы. Сейчас больше тратят только США и Китай.
Наращивание военного потенциала сопровождается все большей вовлеченностью Японии в региональную повестку и сближением с государствами-единомышленниками
В январе 2023 года премьер-министр Японии Фумио Кисида отправился в турне по странам-участницам «Группы семи» (G7), саммит которой в этом году состоится в Хиросиме. Так, во время визита в Лондон политик заключил с премьер-министром Риши Сунаком знаковое соглашение, которое позволит Великобритании и Японии размещать войска на территории друг друга. Годом ранее Япония подписала аналогичное соглашение с Австралией.
11 января этого года в Вашингтоне прошла встреча министров иностранных дел и министров обороны США и Японии в формате «два плюс два», где стороны условились расширить сферу действия союзного договора до атак из космоса. До январской встречи договор охватывал атаки на суше, в море и в воздухе, а также в киберпространстве.
Кроме того, министры договорились сфокусироваться на развитии интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны, повышении потенциала союзных сил для борьбы с вражескими кораблями, подлодками и минами, а также при осуществлении совместных амфибийных и десантных операций, при разведке, наблюдении, рекогносцировке и целеуказании. Стороны также решили и дальше развивать совместную разработку вооружений и оборонных технологий.
Специалисты из Японии ранее уже принимали участие в разработке совместной японо-американской ракеты-перехватчика межконтинентальных баллистических ракет и в будущем могут быть привлечены к разработке гиперзвукового оружия
13 января президент США Джо Байден принял в Белом доме премьер-министра Японии Фумио Кисиду. Хотя саммит не был богат на практические договоренности (все они были заключены на предшествующей министерской встрече), первая полноформатная встреча двух лидеров имела важное политическое значение и стала символом нового этапа двусторонних отношений.
Не думаю, что когда-либо раньше Япония и США были настолько близки
Кроме того, Япония активизировала сотрудничество с Североатлантическим альянсом. 31 января в Токио с двухдневным визитом прибыл генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. На встрече с правительством он назвал Японию «ближайшим и наиболее способным» из всех партнеров альянса и договорился наладить сотрудничество как в традиционных сферах, так и в киберпространстве, космосе и военных технологиях. Премьер-министр Фумио Кисида, в свою очередь, объявил, что Япония откроет представительство при штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Столтенберг провел ряд встреч с представителями власти, посетил военную базу неподалеку от Токио, где позировал фотографам в кабине истребителя F-2, и пообщался со студентами престижного университета Кэйо.
Нас разделяют океаны, но наша безопасность взаимосвязана. Мы разделяем одни и те же ценности, интересы и заботы, включая поддержку Украины
Япония не поставляет наступательное оружие на Украину, но направила солдатам Вооруженных сил Украины (ВСУ) беспилотники, бронежилеты, каски, зимнее обмундирование, палатки, фотоаппараты, средства гигиены, а также выделила несколько траншей финансовой помощи и 300 электрогенераторов. Ожидается, что японская делегация посетит Украину в феврале.
Новый союз в новых реалиях
Союз с США был во многом навязан Японии после поражения во Второй мировой войне.
Отношения между странами не были равноправными и в некоторой степени стали продолжением оккупации страны американскими войсками — первый союзный договор, заключенный в 1951 году, закреплял право США на размещение своих вооруженных сил и баз на территории Японии, но не содержал четкого обязательства защитить эту азиатскую страну в случае нападения
При этом США разрешалось задействовать свой контингент во всей Восточной Азии без предварительных консультаций с японскими властями.
Новый договор, подписанный в 1960 году, немного выровнял ситуацию: в него включили положения, обязывающие США защищать Японию в случае нападения на нее третьей страны и предупреждать местные власти перед мобилизацией дислоцированных на архипелаге сил. Но союз по-прежнему оставался неравным.
Безопасность Японии оставалась во власти США, что со временем стало беспокоить и американские власти
Находясь на посту президента США, Дональд Трамп неоднократно призывал Японию нарастить военные расходы и возмущался: «Если на Японию нападут, нам придется сражаться в третьей мировой войне (...) Но если нападут на нас, Япония совсем не обязана помогать нам. Они будут смотреть по телевизору Sony, как нас атакуют».
В обеих странах уже сменились главы государств, но в последние месяцы Япония, кажется, максимально приблизилась к тому, чего от нее требовал Трамп. Все ее недавние шаги — укрепление собственного военного потенциала, растущая вовлеченность в региональную повестку и безоговорочная поддержка курса США в отношении России и Китая — свидетельствуют о том, что альянс вышел на качественно новый уровень, отметил профессор Университета искусств Тама (Токио) Брэд Глоссерман.
Япония играет ключевую роль в стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе и является самым важным союзником и партнером Соединенных Штатов
При этом и сама Япония высоко ценит союз с США и не ищет альтернативы дальнейшему укреплению военных связей, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший посол России в Японии Александр Панов. «Они не видят, как могут обеспечить свою оборону без Соединенных Штатов», — объяснил ученый в беседе с «Лентой.ру».
А угроз своей безопасности в Японии видят немало. По соседству — Северная Корея, запустившая в минувшем году рекордное количество ракет в сторону японского архипелага, — один из снарядов даже пролетел над территорией страны и упал в море у противоположного побережья.
Но наибольшую озабоченность вызывает, конечно, растущая военная мощь Китая и сохраняющаяся напряженность в Тайваньском проливе
В Японии боятся, что боевые действия на Украине могут послужить вдохновением для Китая, и тот решится радикально решить вопрос статуса острова.
Завтра Восточная Азия может стать следующей Украиной
Власти страны осознают: если в регионе все же разгорится конфликт, то Япония, где десятилетиями дислоцированы основные силы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, неизбежно окажется под прицелом. Наконец, Китай и Япония уже многие годы спорят о статусе островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао) — китайские корабли регулярно курсируют у берегов спорного архипелага.
Хотя де-юре Япония все так же не обязана вступать в войну на стороне США, де-факто она уже начала подготовку к такому развитию событий и демонстрирует готовность защищать американские интересы в том числе и военными средствами. С этой целью обе страны ускорили интеграцию командных структур своих вооруженных сил, рассказал газете Financial Times генерал-лейтенант Джеймс Бирман, командующий Третьим экспедиционным корпусом морской пехоты США, дислоцированным на Окинаве.
Мы готовим театр военных действий в Японии, на Филиппинах, в других местах
Хотя боевые действия на Украине сыграли не последнюю роль в пересмотре Японией своей оборонной политики, здесь считают угрозой не столько Россию, сколько ее военное сотрудничество с КНР, а также совместные маневры военно-морских и военно-воздушных сил у японских берегов, отмечает Александр Панов. Да и Россия пока не видит в усилении Японии существенной опасности и имеет достаточно военных средств на Дальнем Востоке для ее сдерживания, хотя и обвиняет соседа в милитаристских устремлениях.
При этом, безусловно, отношения между Россией и Японией сейчас оказались даже не на нуле, а в минусе.
Раньше наши военные обменивались делегациями и проводили совместные военно-морские учения. Сейчас об этом даже и думать нечего. Все меры доверия полностью разрушены. Атмосфера политического диалога полностью разрушена
От пацифизма к «нормальности»
Гнетущая международная обстановка, разумеется, сыграла решающую роль в пересмотре Японией своей оборонной стратегии и решении существенно нарастить военный потенциал. Однако подобные устремления не возникли из ниоткуда и не стали продуктом паники или личной политической воли премьер-министра Фумио Кисиды. Этот процесс начался далеко не вчера: десятилетиями среди японских политиков и в экспертном сообществе велись дискуссии о том, что Японии необходимо стать «нормальной страной» (futsu no kuni) — то есть государством, наделенным правом на использование военной силы для защиты своих интересов.
Главная помеха в этой трансформации — Конституция Японии, принятая в 1946 году под руководством штаба оккупационных войск. 9-я статья Основного закона закрепляла полный отказ страны от использования военной силы и создания армии — так США пытались предотвратить возрождение милитаристской Японии.
Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров
Вместо полноценной армии в 1954 году были созданы Силы самообороны, которые могли быть использованы, как следует из их названия, только в оборонительных целях и — до недавнего времени — только на территории Японии.
С окончанием холодной войны Япония оказалась на перепутье: в отсутствие главного идеологического врага США в лице СССР будущее альянса с американцами выглядело туманным. В условиях меняющегося миропорядка и растущей неопределенности все громче звучали голоса тех, кто считал, что в ее нынешнем «ненормальном» статусе Япония не способна защищать свои национальные интересы и выступать в качестве полноценного члена международного сообщества.
Сторонники «нормализации» Японии призывали к пересмотру «пацифистской статьи», настаивая, что страна не может полагаться лишь на военный союз с США
Для внесения поправок в Конституцию Японии необходима поддержка двух третей членов обеих палат парламента и большинства граждан в ходе референдума. Первое условие не представляло особой проблемы для Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ), которая практически бессменно руководит страной более полувека. А вот широкой общественной поддержкой идея отказа от «мирной» статьи не пользовалась: в стране до сих пор живы свидетели ужасов Второй мировой войны, а послевоенным поколениям десятилетиями внушали, что отказ их страны от обладания вооруженными силами — предмет национальной гордости.
Поэтому элитам пришлось искать лазейки. В 1990 году, в разгар войны в Персидском заливе, ЛДПЯ предприняли попытку провести в парламенте закон, который позволил бы отправить в зону боевых действий корабли для материального обеспечения многонациональных сил во главе с США. Потерпев неудачу, правительство решило помочь союзнику хотя бы финансово и выделило 13 миллиардов долларов, а после завершения активной фазы боевых действий отправило в Персидский залив минные тральщики. Но власти понимали: это все равно далеко от полноценного участия в операции, и Япония в столь решающий момент оказалась на обочине мировой арены.
В 1992 году был принят закон, позволивший задействовать Силы самообороны в миротворческих миссиях ООН, а после терактов 11 сентября 2001 года новый контртеррористический закон позволил стране направлять свои танкеры в Индийский океан для заправки американских кораблей, задействованных в Афганистане
В 2003 году правящей партии удалось провести в парламенте закон «О специальных мерах по восстановлению Ирака», и в следующем году туда был направлен контингент Сил самообороны Японии — впервые за послевоенную историю страны японские военные были дислоцированы за рубеж без разрешения Совета Безопасности ООН. Впоследствии под давлением общественности правительство все же решило вывести войска, а в 2008-м Верховный суд Нагои постановил, что отправка контингента в Ирак нарушила 9-ю статью Конституции Японии.
Но японские правящие элиты не изменили намеченному курсу.
В последующие годы были внесены поправки в законодательство о Силах самообороны, теперь возводившие в ранг основных обязанностей участие в миссиях ООН и «обеспечение мира и безопасности в прилегающих к Японии районах». А затем был принят новый закон, позволяющий беспрепятственно направлять корабли Военно-морских сил Самообороны за рубеж под предлогом борьбы с пиратством.
Правительство премьер-министра Синдзо Абэ пошло еще дальше: в 2014 году парламент принял резолюцию, изменявшую интерпретацию 9-й статьи Конституции Японии: теперь подразделения Сил самообороны разрешалось направить за рубеж для защиты дружественных стран, даже если сама Япония при этом не находится под ударом. В Силах самообороны было сформировано подразделение морской пехоты, а бывшие вертолетоносцы стали переделывать под авианосцы — ни того, ни другого у Японии не было со времен Второй мировой войны.
Благодаря значительным финансовым и техническим вложениям Силы самообороны Японии стали пятыми по мощи вооруженными силами в мире
Одной из главных политических амбиций Синдзо Абэ было окончательное решение вопроса с неудобной статьей, навязанной еще в годы американской оккупации. Политик был убежден: за 70 лет изменилась не только Япония, но и мир вокруг нее, и прежние конституционные нормы просто не отвечают современным реалиям. В июне 2020 года политик рассказал, что хотел бы в ближайший год провести всенародный референдум по введению в основной закон страны положения о Силах самообороны.
Это стало бы промежуточном шагом на пути к полноценному пересмотру статьи, к которому общественное мнение пока было не готово, и положило бы конец любым дискуссиям о том, что сам факт существования Сил самообороны противоречит Основному закону. От планов пришлось отказаться — в сентябре Синдзо Абэ ушел в отставку с поста премьер-министра из-за обострения язвенного колита, но вплоть до его убийства в июле 2022 года продолжал призывать к пересмотру статьи.
Его курс продолжил нынешний премьер-министр страны Фумио Кисида. Возглавив правительство в октябре 2021 года, он пообещал провести конституционную реформу до истечения своего мандата в 2024-м. Но времени у него осталось мало: проект нового документа необходимо подготовить до конца текущего года. Шансы на это невелики, учитывая крайне низкие рейтинги правительства, считает профессор Глоссерман.
Возможные конституционные поправки по-прежнему вызывают серьезные разногласия в обществе, и непонятно, хватит ли у текущего руководства страны политического капитала для подобной инициативы и готовы ли они его для этого задействовать
Скорее всего, власти просто продолжат следовать намеченному курсу, все больше наращивая военный потенциал, чтобы доказать остальным странам: Япония — надежный партнер и с ней можно иметь дело.