От Петропавловска-Камчатского до Донецка — почти 8 тысяч километров. От Якутска и Анадыря — еще дальше. Но люди в Якутии, на Камчатке, на Сахалине и в Магадане пытаются помочь тем, кто оказался в зоне СВО. У большинства волонтеров там сейчас мужья, сыновья, братья, друзья. Как работают волонтеры Петропавловска-Камчатского и почему расстояние не помеха для помощи — в материале «Ленты.ру».
— Только что мы провели праздник «День отца». Вместе с интерактивным клубом «Патриот» устроили выставку оружия и с помощью VR-очков отправили гостей в виртуальное путешествие: малыши могли поиграть в Minecraft, мальчишки — в войнушку, а их мамы — увидеть красоты Камчатки. После этого дети рисовали портреты своих отцов, потом у них была дискотека. А еще мы сняли видеоролик, в котором каждый ребенок говорит папе добрые слова и как он им гордится. Сейчас мы делаем видеофильм, который отправим на фронт — бойцам из нашего края…
Так Анастасия Орлова и Наталья Навроцкая, координаторы волонтерского клуба «Объятия» в Петропавловске-Камчатском, описывают одно из последних мероприятий. Добровольцы клуба взяли на себя не самую распространенную миссию — помогать и поддерживать семьи военнослужащих, находящихся сейчас в зоне боевых действий.
Считается, что сейчас в спецоперации на Украине принимает участие несколько сотен тысяч россиян. Часть из них служит в ВС РФ по контракту, другие были призваны в ходе частичной мобилизации или пошли на фронт добровольцами. У большинства из них дома остались родные и близкие — жены, дети, родители, братья и сестры. С началом СВО государство стало оказывать им помощь. Например, родственники военнослужащих могут получить бесплатную юридическую помощь, оформить ипотечные каникулы, пройти переобучение, а дети из таких семей имеют право бесплатно посещать детский сад и поступать в вузы на льготных условиях.
Семьи участников боевых действий поддерживают и просто неравнодушные россияне. Чаще всего помощь эта адресная — доставка продуктов питания, забота о животных, поддержка в быту. Так, в Сыктывкаре добровольцы остаются с маленькими детьми, пока их мамы заняты на работе, в Сургуте активисты сопровождают пожилых родителей военнослужащих в поликлинику, помогают в оформлении социальных выплат, а в Челябинской области один из психологов даже открыл для родственников мобилизованных занятия по… гвоздетерапии. Эти необычные сеансы посещают сейчас около 20 семей.
Сильные женщины с непростой судьбой
Камчатский клуб «Объятия» — один из таких проектов. Он был создан в Петропавловске-Камчатском в октябре 2022 года на базе волонтерского движения «МыВместе». Заведовать им стали две жительницы города — Анастасия Орлова и Наталья Навроцкая.
И Анастасия, и Наталья — сильные женщины с непростой судьбой. Анастасия — коренная камчадалка, учитель начальных классов и рисования, мать четверых детей, старшему из которых уже 21, а младшему — всего 8 месяцев.
Наталья — фельдшер. Она приехала на Камчатку лет 15 назад и сейчас работает медсестрой в «Центре социальной реабилитации граждан», который обеспечивает лиц без определенного места жительства питанием, одеждой, медицинской помощью и т.д. Как и Настя, она многодетная мать, вырастившая троих, — старший сын как раз сейчас проходит срочную службу в армии.
Волонтерский стаж у обеих женщин многолетний.
Я, как Тимур из повести Гайдара, как зашла еще в школе в добровольческий отряд, так и помогаю: то бабушкам, то уколами, то — чем могу…
,
Анастасию в Петропавловске-Камчатском называют «мамой всех волонтеров».
— Все началось 14 лет назад, — рассказывает она. — Я пришла в больницу навестить племянника. Вдруг ко мне подбежала девочка лет двух из неблагополучной семьи, которая проходила реабилитацию, со словами: «Мама, где ты была, я же тебя жду!» После этого мы с друзьями-предпринимателями стали проводить праздники для таких ребят, приносить им продукты, помогать женщинам, которые лежат в стационаре со своими детьми.
Сегодня Анастасия Орлова руководит «Ресурсным центром добровольчества Камчатского края». За ее плечами — более ста волонтерских проектов. В период пандемии они с волонтерами оказали помощь десяти тысячам пожилых и нуждающихся горожан, поддержав их продуктами питания, медикаментами и предметами первой необходимости.
Неудивительно, что как только началась СВО, активисты сразу же включились в работу. Анастасия, например, совместно с движением «МыВместе» организовала проект «Камчатка. Становимся ближе», чтобы беженцы с Украины, оказавшиеся на полуострове, быстрее адаптировались на новом месте и лучше узнали край. Наталья с другими волонтерами собирала для бойцов гуманитарную помощь. Однако прошлой осенью, после того, как в стране была объявлена частичная мобилизация, выяснилось, что многие добровольцы и сами нуждаются в помощи: у одних на фронт забрали мужа, у других — сына, у третьих — брата…
— Общество сразу поделилось на две части: на тех, кого мобилизация коснулась, и на тех, кого нет, — вспоминают Настя и Наталья. — Девчонки, чьих мужчин забрали, были как замороженные. «Вы нас не понимаете, — говорили они. — Вы можете с легкой душой заниматься детьми, делами, ходить в театр, в кино. А мы все время думаем: как он там, жив ли?» Нам захотелось наших девочек отогреть. И однажды за чашкой чая мы решили создать для них клуб, который так и назвали — «Объятия».
Фото: представлено волонтерским клубом «Объятия»
«Кто-то живет в постоянной тревоге»
С тех пор каждую субботу в городском центре «Коворкинг Про» проходят встречи для семей военнослужащих, на которые приходят жены, дети, матери, сестры бойцов СВО. Основная поддержка, которую оказывают им добровольцы, — психологическая.
Запросы самые разные. Кто-то живет в постоянной тревоге за мужа, кто-то не может найти теперь общий язык с родственниками, а недавно проскочила жалоба — мужчина пришел в отпуск, но стал каким-то другим, и неясно, как с ним теперь общаться
Чтобы помочь женщинам преодолеть эти сложности, добровольцы клуба приглашают на встречи психологов. Один из частых гостей — специалист Сергей Павлов, президент ассоциации психологов Камчатки. С членами семей участников СВО он работает не только в группах, но и индивидуально, особенно в сложных случаях, консультируя вдов или матерей, у которых погибли сыновья.
Кроме психологических тренингов в клубе есть и другие активности. Например, танцы для мам с детьми и разнообразные мастер-классы, которые проводят местные мастера по hand-made. На этих занятиях участники клуба расписывают пряники, шьют шевроны в виде Чебурашек, варят мыло, мастерят вехотки из джута, делают камчатские обереги-шумелки из бисера и многое другое. А потом отправляют поделки бойцам на фронт.
Создатели клуба замечают, что сначала эти встречи и правда были скорее междусобойчиком — на них собиралось не больше десятка семей. Но вскоре заработало сарафанное радио, и к женщинам стали присоединяться подруги, родственницы и знакомые, которые тоже проводили мужей на фронт. В итоге клуб расширился и сейчас составляет 250-280 семей.
Фото: представлено волонтерским клубом «Объятия»
«Я его дождусь! Я же у него одна»
Впрочем, в течение всего прошлого года росло не только количество членов клуба «Объятия», но и число проводимых мероприятий. Волонтеры поздравляли семьи военнослужащих с памятными датами, готовили для детей подарки к праздникам, помогали собрать их в школу к 1 сентября. Одним из самых ярких событий стал новогодний бал-маскарад, который активисты устроили в конце декабря 2022 года.
— Это было сказочно красиво! — вспоминает Наталья Навроцкая. — На праздник в нашей городской библиотеке пришли 14 семей с детьми. Дети старались, мастерили костюмы. У нас были и Ёлочки, и Снежная королева, и маленький Человек-паук. Распорядителем бала стала Нина Чуйко, педагог-организатор волонтерского объединения «Делая добро» из города Елизово, знаток исторических танцев. Она танцевала с гостями и полонез, и польку, и вальс. И ребята кружились в парах с мамами.
А ближе к весне 2023 года клуб «Объятия» запустил еще одну акцию — «Муж на час». Общаясь с женщинами, чьи мужья ушли на фронт, волонтеры клуба заметили, что им очень не хватает помощи в тех делах, которые обычно делают мужчины: починить, прибить, переставить тяжелые вещи.
— Добровольцев-мужчин мы нашли в Центре социальной реабилитации, в котором работает Наталья. Среди лиц без определенного места жительства, проходящих там восстановление, оказалось немало строителей, электриков, сантехников. Они сделали уже несколько полноценных ремонтов — клеили обои, стелили линолеум, чинили розетки, клали плитку в ванной, — рассказывает Анастасия Орлова.
Обычные камчадалы тоже нередко выручают семьи бойцов, отмечает волонтер. Так, в сборе и погрузке гуманитарной помощи не раз принимал участие один парень. Однажды на упаковку посылок вместе с ним пришел его отец — моряк, и так и остался в клубе. Теперь, если кому-то из женщин нужна помощь с ремонтом, добровольцы звонят ему — он приезжает, делает.
— Порой люди спрашивают нас: «Зачем вы им помогаете? Вы их разбалуете!» Но наши подопечные очень скромные. Попросят раз или два о самом необходимом и больше не беспокоят, — заверяет Наталья.
Волонтерам клуба особенно запомнился один случай. За помощью обратилась пожилая женщина, у которой на спецоперацию призвали внука. Бабушка растила его одна, родители мальчика погибли в автокатастрофе. Женщина живет за городом, и когда внук ушел на фронт, с хозяйством ей справляться стало сложно. Волонтеров она просила приехать, чтобы поднять из погреба картошку. И удивила активистов тем, как стойко она переносит разлуку: «Я его дождусь! Кому как не мне его ждать. Я же у него одна».
А однажды в клуб позвонили пожилые супруги. У них забрали обоих сыновей. Весной пенсионеры собрались на дачу, но им надо было почистить на участке снег, который на Камчатке лежит до мая. Ближе к осени они попросили наколоть дров, и были так благодарны волонтерам за поддержку, что уговаривали взять в подарок мешок картошки
А еще был случай — в клуб обратилась жена бойца. Ее маленький сын дернул за шторы и оборвал карниз. Конструкция повисла на шурупах и грозила вот-вот рухнуть. Сама, без мужской помощи, она закрепить его никак не могла.
Фото: представлено волонтерским клубом «Объятия»
«Я жду, я не должна сломаться»
— За этот год мы приобрели много партнеров. Мы заключили соглашение с «Боевым братством», женским комитетом «Единой России», сотрудничали с Министерством социального благополучия и семейной политики Камчатского края. Наши бизнесмены помогали приобретать на праздники подарки для семей участников спецоперации, — рассказывает Наталья Навроцкая о том, на какие средства клуб «Объятия» ведет работу.
Но бывало и так, что ресурсов не хватало.
— С началом пандемии с финансированием социальных проектов стало хуже, а сейчас на СВО собирают все, кому не лень, — вздыхает Анастасия Орлова. По словам волонтера, часть мероприятий клуб проводит на личные средства добровольцев. Например, члены клуба нередко сами покупают или пекут сладости для субботних чаепитий.
Но как бы трудно ни приходилось активистам порой, рук они не опускают.
— Когда мы только начинали, к нам на встречи приходило три-четыре девочки, а сейчас меньше двадцати не собирается, — улыбается Настя. — Девчонки всегда нас тепло благодарят. А иногда они просто оставляют нам детей на мастер-классы, а сами идут прогуляться по магазинам.
И признаются потом: «Мы прямо выдохнули!»
Благодаря клубу «Объятия» сплотились одинокие, разрозненные семьи бойцов СВО. Они консультируют друг друга: как узнать статус военнослужащего; на какую горячую линию позвонить, если стало известно, что боец пропал без вести; с кем передать посылку, чтобы она точно попала в руки солдату?
Недавно женщины сшили гигантскую георгиевскую ленту, чтобы торжественно встречать возвращающихся бойцов. А еще они все вместе помогают военно-морскому госпиталю, расположенному в Петропавловске-Камчатском: шьют для раненых парней белье на липучках и подушки против пролежней.
Последние несколько недель в клубе затишье, особенно в том, что касается ремонтов. Летом и в начале осени многие участники спецоперации приезжали в отпуска. Повидались с родными, помогли по хозяйству, починили все, что требовало ремонта. Но волонтеры клуба уже строят планы на будущее. Идей много.
Добровольцы хотят открыть продленку для школьников, устроить сенсорную комнату для психологической разгрузки — с мольбертами для рисования песком, креслами для релаксации, сухим бассейном из шариков для малышей. Кроме того, планируют в ближайшее время отправиться в командировку в Эссо, Полану, Ключи, Мильково и другие города и поселки края, чтобы найти там неравнодушных людей и наладить помощь семьям военнослужащих.
Но больше всего добровольцам «Объятий» хочется создать в клубе условия для реабилитации возвращающихся со спецоперации бойцов.
На первом этапе это будут семейные мероприятия, рассказывают волонтеры, а потом есть план устраивать встречи с участниками СВО в школах, чтобы ребята знали своих героев, а ветераны, видя восхищение в детских глазах, чувствовали, что все это было не зря.
Я много раз спрашивала себя: зачем я это делаю? В 1994 году, когда я закончила медучилище и уже работала в хирургии, многие мои подруги отправились в Чечню, помогать раненым. А меня мама не отпустила. И у меня остался осадок — не судьба оказалось мне быть там с ними. Сейчас опять такой момент: если бы я могла, поехала бы на СВО медработником. Но у меня маленький сын. Помощь женам бойцов — это моя маленькая толика помощи фронту
Волонтеры замечают, что женщины, у которых мужчины ушли на фронт, все время в состоянии ожидания: руки сжаты в кулаки, про себя молятся, но по глазам видно — верят, что бойцы скоро вернутся!
— Буквально вчера разговаривали с супругой военнослужащего, и она сказала: «Я жду, я не должна сломаться, потому что я — стержень. Если я сломаюсь здесь — он сломается там», — рассказывают добровольцы. Создатели клуба «Объятия» делают все, чтобы этого не допустить.