Вооруженные силы Украины (ВСУ) от западных стран получили несколько партий американских истребителей F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»). Также Запад обучил украинских пилотов и технический персонал работе с F-16. «Лента.ру» рассказывает, что из себя представляет истребитель F-16 и как их использует Украина на СВО.
Применение F-16
Нидерланды, Дания, Норвегия и Бельгия используют F-16 модификаций AM/BM. Машины, которые выпустили в 1970-1980-х годах, были модернизированы, что позволило им нести более современные образцы вооружения. Они могут применять высокоточные бомбы Joint Direct Attack Munition (JDAM) и ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile (AMRAAM). Дальность базовой версии AMRAAM составляет около 70 километров, а модернизированная AIM-120C-7 способна поразить цель на дальности до 120 километров.
Кроме того, в арсенал F-16 входят ракеты «воздух-воздух» ближнего боя AIM-9 Sidewinder и ракеты «воздух-земля», включая уже поставлявшиеся Киеву противорадиолокационные AGM-88 High-speed Anti-Radar Missile (HARM) и крылатые AGM-158 Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
Одна из задач украинских F-16 -— усиление ПВО и охота за российскими дронами и крылатыми ракетами. Также «Боевые соколы» могут являться платформами для пуска ракет по наземным целям. Еще одной задачей F-16 может стать борьба с авиацией, где важную роль могут сыграть самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ASC 890 (S-100D). Они способны обнаруживать самолеты и ракеты на расстоянии около 300-400 километров и передавать данные о целях непосредственно на F-16 при помощи системы Link 16. Считается, что это позволит истребителям работать без включения демаскирующего их радара.
Командир специальной истребительной группы Воздушно-космических сил России считает, что Киев будет использовать «Соколы» для создания засад.
«Мы прекрасно понимаем, что действовать они будут хитро, делать засады, какие-то подлости. Но наш самолет [Су-30СМ] во всем превосходит F-16 — и по маневренным характеристикам, и по вооружению. Прицельный комплекс у нас совершеннее, современнее. Так что я думаю, что проблем не должно возникнуть. Мы давно готовимся к встрече с этими самолетами, изучаем, уже разработаны тактические приемы. Мы готовы», — сказал он.
Его заместитель подчеркнул, что российские летчики хорошо знают сильные и слабые стороны F-16, поэтому при встрече с этими самолетами они будут загонять их в условия, в которых проявляются преимущества российских истребителей.
Обучение пилотов
2 июля официальный представитель Пентагона Патрик Райдер сообщил, что в США и Дании обучаются более дюжины военнослужащих. Считается, что такими темпами Украина получит 20 пилотов F-16 до конца года. В Верховной Раде предположили, что Вашингтон намеренно задерживает подготовку пилотов по политическим причинам, но в США считают иначе. Например, одним из критериев отбора пилотов для обучения было знание технического английского языка, которым владело ограниченное число кандидатов.
нужны Украине, по словам Владимира Зеленского
Также ситуацию с летным составом может усугубить прекращение обучения пилотов в Дании после 2024 года. Это связано с переходом королевства на новые самолеты. Не менее важным моментом остается подготовка специалистов по обслуживанию F-16. В конце мая стало известно о прибытии первых техников на Украину. Дания подготовила 50 человек для Киева и планирует приступить к работе со следующей группой специалистов.
Инфраструктура для F-16
Вооруженные силы России повысили интенсивность ударов по местам базирования авиации Киева. В мае 2024 года был нанесен массированный удар по авиабазе Староконстантинов, а в начале июля того же года российский «Искандер-М» ударил по аэродрому в Кривом Роге. В том же месяце «Искандером» уничтожили пять украинских истребителей Су-27 на военном аэродроме Миргород, а на авиабазе Долгинцево российская ракета поразила МиГ-29.
В большинстве случаев удары корректировали российские беспилотники, которые беспрепятственно наблюдали за аэродромами Вооруженных сил Украины (ВСУ). Военный эксперт Анатолий Матвийчук предположил, что одна из целей этих ударов — повреждение инфраструктуры, которую могли бы использовать F-16.
В последние дни идут удары по аэродромным инфраструктурам — Миргород, Полтава, сейчас вот Долгинцево. Я полагаю, что это те аэродромы, которые могут быть подготовлены для приема западных самолетов типа F-16. Уничтожение взлетно-посадочных полос, аэродромов, особенно средств навигации, нужно для предотвращения поставок этих самолетов на территорию Украины
Исходя из этих ударов можно предположить, что для защиты F-16 на земле Киеву придется тратить много ресурсов. При этом не стоит забывать, что от Военно-воздушных сил СССР Украина унаследовала обширную сеть воздушных гаваней, которые рассредоточены от Львовской до Харьковской области. Часть из них оснащена мощными укрытиями, способными выдерживать прямые попадания. Поэтому российским средствам разведки придется максимально оперативно определять, когда самолеты готовят к вылету вне укрытий или обслуживают на аэродромах подскока, чтобы поразить их.
Для снижения рисков ВСУ могут решиться на перебазирование самых современных средств противовоздушной обороны (ПВО), которые находятся в Киеве, к местам стоянки F-16. Это, в свою очередь, может открыть ворота российским дронам и ракетам для эффективного поражения целей.
Еще одной сложностью для Киева может стать подготовка инфраструктуры, которая «заточена» под советские самолеты, для работы с F-16. По мнению военного эксперта, капитана первого ранга запаса Василия Дандыкина, F-16 не предназначены для взлетно-посадочных полос из бетонных плит — истребителям потребуется идеальное покрытие. Он допустил, что Киев уже готовит один из аэродромов для F-16.
В марте 2024 года Бельгия выделила Украине 100 миллионов евро на обслуживание и поддержку F-16. Несмотря на это, в Киеве скептически оценивают готовность к базированию F-16. Депутат украинского парламента Марьяна Безуглая предположила, что украинские истребители превратятся в мишени из-за отсутствия инфраструктуры.
Российский ответ
Одной из главных угроз для F-16 на Украине станут российские зенитные ракетные комплексы (ЗРК), которые будут ограничивать действия летчиков. Польское издание Defence24 писало, что российская система ПВО способна помешать Киеву использовать F-16 для ударов вглубь территории России. Также считается, что система ПВО вынудит украинских пилотов летать на минимальных высотах, что ограничит эффективность F-16.
Источник РИА Новости сообщал, что ракета 40Н6 российского ЗРК С-400 «Триумф» позволит поражать F-16 сразу после взлета с аэродрома передового базирования и набора высоты. Работая в связке с самолетом ДРЛО А-50У, эта ракета может сбивать маневрирующие загоризонтные цели. Эксперт британского Королевского института оборонных исследований Джастин Бронк отметил, что из-за российских систем ПВО украинские F-16 будут действовать с предельной дистанции, которая не позволит реализовать преимущество ракет класса «воздух-воздух».