Т-90 — российский основной боевой танк советского семейства Т-72, первый отечественный танк, начавший серийно выпускаться в Российской Федерации. Имеет ряд модификаций, пользуется большим спросом как в России, так и на мировом рынке. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении Т-90.
История создания
В 80-х годах основу танкопарка Советской армии составляли дизельные танки Т-72, производившиеся с 1974 года на Уралвагонзаводе (УВЗ) в Нижнем Тагиле (вместе с модификациями было выпущено около 30 тысяч единиц), активно поставлявшиеся и на экспорт.
Как пошутил по этому поводу начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Сергей Маев, «танк Т-72 разошелся по миру, как автомат Калашникова».
С 1976-го на вооружении Советской армии появились газотурбинные танки Т-80, изготавливавшиеся в Ленинграде на Кировском заводе (в 1987-м на Харьковском заводе транспортного машиностроения начали выпускать дизельный вариант — Т-80УД). Новый танк, принятый на вооружение, был маневреннее, быстрее и тише, чем Т-72, и пользовался особой благосклонностью тогдашнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова.
Один из создателей Т-90 конструктор Николай Молодняков вспоминал:
Работы по совершенствованию танковых дизельных двигателей были практически прекращены под угрозой серьезного наказания инакомыслящих. На определенный период в танкостроении с благословения секретаря ЦК КПСС, а впоследствии министра обороны в стране воцарилась диктатура газотурбинного направления
При Устинове в 1977-м дело дошло до того, что УВЗ было решено перепрофилировать на выпуск Т-80. Директор УВЗ Иван Крутяков организовал обсуждение этого вопроса с привлечением специалистов, в том числе и главного конструктора Валерия Венедиктова.
Молодняков, который был участником совещания, отмечал:
Многие говорили честно и прямо: «Сломать производство хорошего танка просто, но что можно получить взамен, поставив на производство «темную лошадку» — танк Т-80 с близкими тактико-техническими характеристиками с Т-72, но значительно более дорогого»
В итоге производство Т-72 на УВЗ было сохранено. При сменившем Устинова на посту министра обороны СССР маршале Сергее Соколове было признано, что Т-80 — танк современный, но дорогой и сложный как в производстве, так и в эксплуатации, а более простой и дешевый Т-72 — морально устарел и нуждается в модернизации. В частности, прицельный комплекс 1А40-1 не обеспечивал новых требований, предъявляемых к танкам, требовалась автоматизированная система управления огнем (СУО).
Появление Т-90
19 июня 1986 года было издано совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором перед конструкторами была поставлена задача создать новый танк, который включал бы в себя лучшие черты «семьдесят второго» и «восьмидесятки».
В 1986-м на УВЗ началась разработка бронемашины, получившей рабочее название «Объект 188». За основу был взят Т-72Б. Разработкой опытно-конструкторских работ руководил заместитель главного конструктора Николай Молодняков.
В 1987 году Венедиктов по состоянию здоровья оставил пост главного конструктора, и основные работы по созданию будущего Т-90 велись уже при Владимире Поткине.
В апреле 1988-го появились первые корпуса нового танка, а в 1989 году опытная машина «Объекта 188» была представлена для государственных испытаний. В течение полутора лет танки обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях Советского Союза. Опытные образцы испытывались на предельных режимах, пройдя без серьезных поломок и отказов более 14 тысяч километров.
27 марта 1991 года совместным постановлением министерств обороны и оборонной промышленности СССР «Объект 188» был рекомендован для принятия на вооружение Советской армии. Однако военно-политическому руководству Советского Союза в тот момент было не до этих боевых машин — в августе 1991-го ГКЧП попытался взять власть в стране в свои руки, а в декабре 1991 года СССР прекратил свое существование.
30 сентября 1992 года «Объект 188» вышел в пробеговые испытания, а 5 октября 1992-го решением правительства РФ 46,5-тонная машина была принята на вооружение Российской армии. Предполагалось, что танк получит индекс Т-72БУ («Т-72Б усовершенствованный»), однако первый президент России Борис Ельцин распорядился присвоить ему собственное название — Т-90, как первому серийному танку новой страны.
Молодняков отмечал:
Внедрять в массовое производство Т-90 было сложно. Это наукоемкая машина, требующая разработок новых технологических процессов и оснащения цехов. Работали все службы завода. Но мы и тогда, и в настоящее время придерживаемся одной идеологии — проектируем танки так, чтобы их можно изготовить на действующем конвейере без существенной ломки налаженного производства. А передовые комплексы — вооружения, защиты, систем управления огнем — могут быть установлены на ранее выпущенных моделях
Конструкция и вооружение
Т-90 выполнен по классической схеме из трех отделений — управления, с рабочим местом механика водителя в передней части танка, в боевом отделении во вращающейся башне располагаются наводчик и командир (слева и справа от орудия), а также моторно-трансмиссионного — в кормовой части танка.
Особенностью бронемашины, как и всех отечественных танков, начиная с Т-64, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота. Это достигнуто за счет компактной схемы моторно-трансмиссионного отделения и исключения из экипажа заряжающего.
Блоки динамической защиты, в том числе и на крыше башни, прикрывают более половины лобовых частей корпуса и бортов танка и вместе с основной броней снижают пробиваемость Т-90 кинетическими снарядами и защищают практически от всех типов массовых кумулятивных средств, повышая живучесть «девяностых» на поле боя.
Т-90 вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой (скорострельностью восемь выстрелов в минуту) со спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом (ПКТ или ПКТМ) и 12,7-миллиметровым зенитным пулеметом (НСВТ-12,7 или КОРД) — с дистанционными средствами прицеливания, позволяющими командиру танка вести огонь из зенитного пулемета по воздушным и наземным целям, не открывая люка.
Автоматизированная цифровая СУО «Иртыш», которую на более поздних модификациях сменила «Калина» (в систему входит, среди прочего танковый баллистический вычислитель и тепловизионный прицел) учитывает крен танка во время выстрела, порывы ветра, влажность воздуха, скорость машины и цели, обеспечивая точность стрельбы из орудия и спаренного с ним пулемета в любое время суток — как с места, так и на ходу.
Наводчик имеет возможность стрелять кумулятивными, осколочно-фугасными или бронебойными подкалиберными снарядами.
Также в его распоряжении имеется комплекс управляемого вооружения, включающий в себя систему управляемых ракет с лазерным наведением 9М119М. Пуск ракет осуществляется при помощи танковой пушки — с полуавтоматической системой наведения. Т-90 может поражать неподвижные или движущиеся цели (со скоростью до 70 километров в час) на дистанциях от 100 метров до 5 километров.
Дополнительным оружием экипажа являются 5,45-миллиметровый автомат АКС-74, десять ручных гранат Ф-1 или РГО и 26-миллиметровый сигнальный пистолет.
Тактико-технические характеристики
Танк имеет комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», который активно борется против противотанковых управляемых ракет и создает помехи для артиллерийских систем, стреляющих с помощью лазерного дальномера. Т-90 имеет систему постановки завес, позволяющую при облучении танка вражеским лазерным измерителем отстреливать аэрозольную гранату 3Д17, нарушающую работу систем наведения ракеты, а также маскируя бронемашину визуально.
Для борьбы с противотанковыми минами днище Т-90 дополнительно укреплено в том месте, где располагается кресло механика-водителя. Предусмотрена возможность установки колейного ножевого минного трала КМТ-6М2, катково-ножевого трала КМТ-7, или ножевого трала КМТ-8 с электромагнитной приставкой.
На ранних моделях устанавливался дизельный двигатель V-12 В-84 в 840 лошадиных сил, затем его сменил 950-сильный В-92, последние модификации оснащены В-96, чья мощность составляет 1250 лошадиных сил.
Длина корпуса Т-90 составляет 6860 миллиметров, вместе с пушкой — 9530 миллиметров, ширина корпуса — 3780 миллиметров, высота по крышу башни — 2230 миллиметров, скорость по шоссе (у разных модификаций) составляет от 65 до 70 километров в час, по пересеченной местности — от 40 до 50 километров в час, запас хода по шоссе составляет 550 километров, расход топлива на 100 километров в зависимости от дорожных условий колеблется от 240 до 450 литров.
На вооружении Российской армии
Первыми Т-90 получили экипажи одного из танковых полков 21-й мотострелковой дивизии в Сибирском военном округе. Затем «девяностые» оказались на вооружении военнослужащих 5-й гвардейской танковой армии, размещенной в Бурятии.
Автор книги «Т-90. Первый серийный российский танк» Сергей Суворов отмечал:
В Бурятии мне пришлось служить, и я знаю, каково там эксплуатировать технику. Зимой температура воздуха падает до минус 47 градусов, летом днем доходит до плюс 45. При этом летом суточный перепад температур может составлять 40 градусов. Каменистый грунт не прибавляет ресурса ходовой части
90-е годы стали тяжелыми не только для вооруженных сил, но и для отечественного военно-промышленного комплекса. После принятия на вооружение новый танк поступал в войска в небольших количествах, несмотря на то что по уровню вооружения и защиты Т-90 получился значительно лучше немецкого танка Leopard 2.
Из-за сокращения государственного заказа и практически полного прекращения закупок УВЗ пришлось самим искать рынок сбыта, превратив Т-90 в один из самых массово продаваемых за рубежом российских танков.
Экспорт
Главным иностранным рынком сбыта стала Индия, которая ранее по достоинству оценила Т-72. Первые три танка, получившие экспортный индекс Т-90С прошли успешные испытания в пустыне Тар на северо-западе Индии — при дневной температуре до плюс 53 градусов в тени и полном отсутствии каких-либо дорог.
Консультант-руководитель испытаний с российской стороны генерал-лейтенант Юрий Коваленко отмечал:
Индийские специалисты быстро освоились в боевом отделении танка. После нескольких танкострелковых тренировок они уже уверенно работали с приборами прицеливания и наблюдения, тепловизором. Одним из первых место наводчика за пультом занял индийский генерал-лейтенант Капур. Выпущенные им наши подкалиберные снаряды буквально насквозь прошивали выставленные вместо мишеней танки на дальности 2500-3000 метров
По итогам испытаний военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Нарадан Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».
Однако сам Поткин уже не застал триумфа своего детища — 61-летний конструктор скоропостижно скончался на своем рабочем месте от сердечного приступа утром 13 мая 1999 года.
Елена Поткина вспоминала о своем отце:
Он возглавил КБ в самое трудное время для страны. Думаю, поэтому и характер стал жестче, иначе было нельзя. Вот и называли его угрюмым, улыбаться было нечему, такая огромная ответственность на нем лежала. Отец был очень бескорыстным человеком, очень любил Родину и дело, которому посвятил свою жизнь. Всегда на первом месте стояли интересы КБ, а не собственные
Место главного конструктора УВЗ занял Владимир Домнин, при котором начался активный выпуск «девяностых». 15 февраля 2001 года было подписано соглашение о поставке в Индию 310 танков Т-90С. Молодняков отмечал, что контракт «вывел танковую промышленность России из тупика, позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия отрасли».
В 2004-м в Индии был выпущен первый лицензионный Т-90С, а через два года стороны заключили контракт на сумму более 2,5 миллиарда долларов на производство 1000 лицензионных танков (под названием «Бхишма»). Был заключен и ряд других российско-индийских соглашений.
Вслед за Индией «девяностыми» заинтересовались другие страны мира, приобретя их для нужд своих вооруженных сил. Среди них Азербайджан, Алжир, Вьетнам, Ирак, Сирия, Туркменистан, Уганда, Украина.
Модификации и боевое применение
Бурный всплеск интереса иностранцев к Т-90 заставил Министерство обороны РФ по-новому взглянуть на «девяностые», заключив в 2004-м контракт с УВЗ на их поставку в войска. 15 апреля 2005 года указом президента России на вооружение был принят Т-90А.
Военные эксперты высоко оценили Т-90. В частности, старший прапорщик С. Шклярук отмечал:
Это самая надежная из всех известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что! Ни холод, ни жара не страшны. Ее вовремя грамотно обслужи, отрегулируй — годами горя не будешь знать. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 километров прошли
Среди множества модификаций — командирский Т-90К и его экспортный вариант Т-90СК, Т-90СА для эксплуатации в жарких странах, 48-тонный Т-90МС с усилением брони и новыми приборами наблюдения. В 2021-м был принят на вооружение Т-90М «Прорыв», с новой башней и автоматом заряжания, модернизированной пушкой и улучшенной системой для командира по поиску целей. Впервые в российском основном танке было применено управление штурвалом вместо рычагов.
На базе «девяностых» был создан ряд транспортных средств, среди которых — реактивная система залпового огня «Солнцепек», бронированная машина разминирования БМР-3М, 152-миллиметровая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ», мостоукладчик МТУ-90.
Боевое применение Т-90 состоялось в первую чеченскую войну, при этом бронемашины оказались неуязвимыми для противотанковых средств боевиков. Наводчик Сергей Горбунов вспоминал:
Снаряды застревали во встроенной защите, а в броню не входили. Система активной защиты молниеносно реагирует: Т-90 поворачивает пушку в сторону опасности и дымоаэрозольным облаком закрывает себя
«Девяностые» участвовали во второй чеченской войне, с 2015-го сражались в ходе конфликта в Сирии (где несколько танков были выведены из строя огнем противотанковых ракетных комплексов), воевали во второй карабахской войне 2020 года, принимают участие в специальной военной операции на Украине.