Согласно опросу ВЦИОМ, каждый второй россиянин периодически помогает незнакомым людям. При этом большинство граждан нашей страны объясняют это желанием почувствовать, что могут «влиять на ситуацию». Есть и те, кто участвует в благотворительности, потому что так «надо» или потому что «добро возвращается». Так какую роль альтруизм играет в этом на самом деле? Почему он свойственен людям? И бывает ли он бескорыстным? На эти и другие вопросы отвечает «Лента.ру».
Что такое альтруизм
Альтруизм — это этическое понятие, которым обозначают поведение человека, стремящегося приносить пользу другим, часто в ущерб собственным интересам или благосостоянию.
Это проявление заботы о других без ожидания награды или признания взамен
Термин «альтруизм» появился в XIX веке, но идеи, близкие к нему, уже присутствовали во многих философских учениях древности. В учении Сократа, конфуцианстве, буддизме и других религиях часто проповедуется забота о ближнем и помощь нуждающимся не как необходимость для спасения души, но как бескорыстное служение.
Понятие «альтруизм» ввел французский философ Огюст Конт в XIX веке. Он использовал это слово как противопоставление эгоизму — идее, что индивидуальные интересы всегда должны быть на первом месте.
Конт считал альтруизм важной основой для социальной гармонии и прогресса. Он отмечал, что господствующая на тот момент этика христианства, как ни странно, не предполагает альтруизма: по его мнению, христианин совершает благие действия ради собственного спасения, а значит, его вполне можно обвинить в эгоизме.

Фото: addkm / Shutterstock / Fotodom
В работе «Оправдание добра» русский философ Владимир Соловьев обосновал альтруизм как естественное выражение человеческой природы, связанное с жалостью и ощущением всеединства. Он сопоставлял принцип альтруизма с категорическим императивом немецкого философа Иммануила Канта, утверждая, что нужно относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Для Соловьева альтруизм — это «нравственная солидарность с другими человеческими существами».
Причины альтруизма
«Глубинные мотивы альтруистических поступков напоминают многослойный психологический пазл, который выходит за рамки упрощенного противопоставления "либо эгоизм, либо самоотверженность" и демонстрирует сложное переплетение биологических, психологических и социокультурных механизмов», — рассказала «Ленте.ру» клинический психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова Ирина Крутских.
Рассмотрим ключевые причины такого поведения.
Нейробиологические
«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье», — писал шотландский философ и экономист Адам Смит в «Теории нравственных чувств». Действительно ли это так и альтруизм можно объяснить врожденными факторами?

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
«Нельзя сказать, что у людей существует какой-то ген альтруизма, однако у нас есть зеркальные нейроны, которые создают нейрофизиологическую основу для альтруистического поведения. Это уникальные клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями других людей. Они, как зеркало, "отражают" чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали действия сами», — объяснила Ирина Крутских.
Она отметила, что эмпатический отклик на страдания другого усиливается с продолжительностью отношений между людьми.
«В долгосрочных парах акт помощи партнеру активирует вентральный стриатум — зону мозга, связанную с получением удовольствия. Этот феномен получил название "нейробиология взаимности". Вместе с тем в новых парах доминирует острый эмоциональный резонанс, а в зрелых союзах формируется "когнитивная эмпатия" — способность предвосхищать потребности без явных эмоциональных сигналов», — уточнила психолог.
Эволюционно-адаптационные
Биологический альтруизм у человека проявляется сложнее, чем в животном мире. У приматов помощь ограничивается лишь близкородственными связями. Человек, в свою очередь, демонстрирует «гиперсоциальность» — готовность жертвовать ресурсами не только для близких людей, но и для неродственных индивидов.

Фото: encierro / Shutterstock / Fotodom
«Отличие от поведения животных объясняется развитием у нас префронтальной коры, позволяющей предполагать долгосрочные последствия своих действий и формировать сложные системы социального обмена, — объяснила психолог. — И, к слову, сознательное подавление своей агрессии и других негативных реакций у человека выступает не следствием, а драйвером альтруистических установок. Сознательное подавление собственного раздражения не истощает, а усиливает альтруистические установки».
Социокультурные
По словам психолога, социокультурные мотивы альтруизма можно объединить в три ключевые категории:
- Религиозные и семейные установки. Исследование показало, что на помощь ближнему часто подталкивают религиозные догмы («Помогать ближнему — богоугодное дело») и семейные традиции («В нашей семье так принято»). Также люди, даже называющие себя атеистами, подсознательно связывают альтруизм с концепцией кармического воздаяния.
- Абстрактные идеалы. Понятия справедливости («Мир должен быть честным») и гуманизма («Каждый заслуживает счастья») часто проявляются у людей с высоким уровнем образования. Любопытно, что эти установки формируются к 25 годам и остаются стабильными до 60 лет.
- Социополитические факторы. Коллективная ответственность («Мы все в одной лодке») особенно выражена в обществах, переживших кризис.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock / Fotodom
«Таким образом, современные данные рисуют альтруизм как динамическую систему, где биологическая предрасположенность взаимодействует с культурным контекстом. То есть альтруизм рождается на стыке нейрохимии, культурного кода и психологическо-когнитивных схем. Именно в актах заботы о других человек часто обретает глубинное экзистенциальное удовлетворение и смысл», — заключила Ирина Крутских.
Основные типы альтруизма
Психолог выделила несколько типов альтруизма, каждый из которых отражает уникальное сочетание биологических, когнитивных и культурных факторов.
Эгоистический альтруизм
«Этот тип характеризуется подсознательной ориентацией на личную выгоду, маскирующейся под бескорыстие. Он, пожалуй, самый распространенный. В индивидуалистических культурах, в том числе нашей, <...> акты помощи связаны с получением эмоционального подъема от совершения доброго поступка, укреплением социального статуса (например, публичные пожертвования повышают репутацию) либо с избеганием чувства вины (отказ от помощи воспринимается как нарушение норм)», — заметила эксперт.

Фото: Maskot / Getty Images
Групповой альтруизм
Как пояснила Крутских, этот вид альтруизма может проявляться как готовность жертвовать интересами, а иногда и собственной жизнью ради других людей внутри своей социальной группы.
Он активируется через механизм слияния с группой — конфлюэнцией. Такой альтруизм содержит враждебность к чужакам при щедрости к своим и усиливается при внешних угрозах.
Абстрактный альтруизм
Этот редкий тип альтруизма основан на приверженности универсальным принципам (справедливость, экология, права человека), когнитивной эмпатии (способности проецировать страдания незнакомцев) и на долгосрочном планировании.
Инструментальный альтруизм
«В таком случае альтруист может сознательно использовать помощь другим как социальную валюту через создание сети обязательств (например, традиция «гуаньси» в Китае — попросту кумовство), инвестиции в репутацию (публичная благотворительность среди элит), получение скрытых привилегий (повышение статуса в группе)», — объяснила Ирина Крутских.
Патологический альтруизм
«Клинические случаи демонстрируют существование и дезадаптивного альтруизма. Это может быть альтруистическая капитуляция — отказ от базовых потребностей ради помощи другим, постановка жизни других людей на первое место во вред себе или синдром спасателя — навязчивое желание "исправлять" чужие жизни, часто приводящее к эмоциональному выгоранию», — пояснила эксперт.

Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
Истинный, или чистый альтруизм
Характеризуется полным фокусом на нуждах другого без подсознательных выгод.
«Преобладает в коллективистских культурах. Связан с активацией зеркальных нейронов и островковой доли мозга. Как правило, проявляется в экстремальных ситуациях. При истинно бескорыстной помощи отсутствует активация зон вознаграждения, но усиливается связь между префронтальной корой (контроль) и височно-теменным узлом (эмпатия)», — рассказала психолог.
Вопрос о существовании истинного альтруизма в психологии остается одним из самых провокационных. Ведь, даже помогая другим, мы доставляем удовольствие себе — а это уже своеобразная награда
«Эксперименты с МРТ показали, что акт бескорыстной помощи активирует вентральный стриатум — зону мозга, связанную с получением удовольствия. Однако у "чистых альтруистов" дополнительно задействуется субгенуальная кора, ответственная за социальную привязанность. Это создает уникальный нейронный паттерн: при эгоистическом альтруизме происходит активация только зон вознаграждения, а при истинном альтруизме — синхронная активность вентрального стриатума и субгенуальной коры. Так что можно сказать, что самоотверженный альтруизм с биологической точки зрения все-таки существует», — заключила Ирина Крутских.
Многие философы и ученые склонны считать, что все альтруистические действия в какой-то степени мотивированы личной выгодой. Но важно понимать: от этого альтруистические поступки не становятся менее значимыми. Они помогают другим людям и всему обществу, даже если связаны с некой, пусть и скрытой, корыстью. При этом не стоит уходить в альтруизм с головой: нужно соблюдать баланс между вниманием к другим и заботой о себе.
Примеры альтруизма
Елизавета Глинка (Доктор Лиза)

Фото: Ltd Foma / Russian Look / Globallookpress.com
Елизавета Глинка (1962-2016), известная как Доктор Лиза, была российским врачом паллиативной медицины и общественным деятелем. Она основала международный благотворительный фонд «Справедливая помощь» и состояла в Совете при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Всю свою жизнь она посвятила помощи самым уязвимым слоям общества — больным, детям-сиротам и людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Доктор Лиза стала российским символом бескорыстной заботы об обществе. В начале 2000-х годов она начала работать с людьми, страдающими от СПИДа и других социально значимых заболеваний. Она оказывала бесплатную медпомощь, организовывала поставки медикаментов, поддерживала людей на последней стадии жизни
Кроме того, Елизавета Глинка активно сотрудничала с российскими и международными благотворительными организациями, участвовала в гуманитарных миссиях и посещала зоны боевых действий. Она погибла на пути к одной из таких миссий — в крушении самолета Ту-154, направлявшегося в Сирию в декабре 2016 года.
Константин Хабенский

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Константин Хабенский (родился в 1972 году) — российский актер также известен своими гуманитарными проектами.
Жена Хабенского — журналистка и актриса Анастасия Федосеева — умерла от рака в 2008 году. После этого актер основал «Благотворительный фонд Константина Хабенского», который специализируется на помощи детям и молодым взрослым, страдающим от опухолей мозга. Используя свою популярность, Хабенский собирает средства для лечения больных и закупки оборудования для онкологических больниц.
Хабенский участвует в социальных и культурных проектах, направленных на повышение осведомленности о проблемах здравоохранения и на развитие благотворительности в России
Проблемы своих подопечных Хабенский старается выводить на государственный уровень. Так, в 2016 году во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» актер задал вопрос о трудностях, с которыми сталкиваются родственники пациентов, находящихся в реанимации и палатах интенсивной терапии. Он также напомнил об обязательствах государства по обеспечению детей аппаратами искусственной вентиляции легких на дому.
Альберт Швейцер

Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com
Альберт Швейцер (1875-1965) был выдающимся немецко-французским врачом, философом, музыкантом и теологом. В 1913 году Швейцер, несмотря на успешную карьеру в Европе, решил посвятить свою жизнь служению людям в Африке. Он основал больницу в Ламбарене (провинция Габон), чтобы помогать бедным и больным.
Швейцер был глубоко убежден, что жизнь и здоровье каждого человека имеют высшую ценность. Эта идея легла в основу его гуманитарной деятельности
Он отказывался от личных удобств и материальных благ ради других людей, и в итоге получил Нобелевскую премию мира в 1953 году. На полученные средства Швейцер построил рядом с Ламбарене деревню для прокаженных.
В апреле 1957 года медик выступил с «Обращением к человечеству» и призвал правительства прекратить испытания ядерного оружия. В 1959 году, после смерти жены, Швейцер навсегда уехал в Ламбарене. До последнего вздоха он продолжал принимать пациентов, строить больницу и выступать против ядерных испытаний. Построенный Швейцером африканский больничный городок стал приютом для множества людей.
Паулу Фрейре

Фото: Silvia Izquierdo / AP
Паулу Фрейре (1921-1997) был бразильским педагогом и психологом, который посвятил жизнь развитию образовательных систем и борьбе с социальной несправедливостью.
Он пережил голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х и начал продвигать идею о том, что обучение должно быть инструментом освобождения и социальной трансформации. Фрейре был убежден, что каждый человек имеет право на образование, ведь оно помогает найти свое место в обществе и бороться с угнетением.
Педагог считал, что все люди могут обучиться любым навыкам, и работал с самыми бедными жителями Бразилии. Так, в 1962 году Фрейре получил возможность обучить 300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать за 45 дней. После этого бразильское правительство одобрило создание тысяч культурных кружков по всей стране
Фрейре верил, что обучение должно быть двусторонним процессом, более демократичным и равным. После военного переворота в Бразилии такой подход вызвал опасения у властей, и Фрейре пришлось уехать. Он жил в Боливии, Чили, США и Швейцарии, а в родную страну смог вернуться только в 1980 году.