Вечером в понедельник, 24 июня, СМИ сообщили, что в центре Москвы неизвестный угощает прохожих отравленной газировкой: выпив ее, жертвы теряют сознание, после чего отравитель похищает их деньги и вещи. Подобные инциденты происходили в скверах около Чистых прудов, на Хохловской площади, получившей неформальное название «Яма», в парке «Горка» и баре «Зинзивер». По предварительным данным, жертвами отравления стали как минимум 24 человека. Каким именно веществом пользуется отравитель, пока установить не удалось: в медицинской выписке одной из жертв говорится о «неизвестном психотропном веществе».
История с загадочным московским отравителем быстро стала резонансной, и менее суток спустя после того, как о ней сообщили СМИ, полиция задержала подозреваемого.
«В Москве в порядке статьи 91 УПК РФ задержан мужчина, подозреваемый в совершении нескольких эпизодов хищения имущества у малознакомых граждан на территории Хохловской площади», — сообщила днем 25 июня официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Подозреваемым оказался 26-летний уроженец Кабардино-Балкарии Мурат Сабанов, который жил в хостеле на Новой Басманной улице, где его и задержали. При обыске полицейские нашли и изъяли у подозреваемого свертки с белым порошком, а также аптечные препараты. В настоящее время следователи выясняют, сколько человек могли пострадать от действий подозреваемого. По некоторым данным, он уже признался, что отравил 17 человек. Слова задержанного подтверждают найденные при обыске украденные сумки.
Одна из пострадавших от рук отравителя — журналистка издания The Village Людмила Чижова. Она рассказала, что потеряла сознание после того, как выпила напиток «Фанта», который ей предложил Мурат Сабанов. По словам юриста Алексея Прянишникова, представляющего интересы Чижовой, его подзащитная сейчас находится в Боткинской больнице. Она пришла в себя после нескольких дней пребывания в коме. Прянишников также связался с двумя другими отравленными.
Между тем подозреваемый Сабанов утверждает, что не опаивал журналистку Чижову. По словам задержанного, девушка и ее спутник уже были в состоянии опьянения, когда встретились с ним. Сабанов рассказал, что молодые люди при нем выпили некие алкогольные напитки, после чего отключились.
Задержанный Сабанов рассказал, что смешивал феназепам с газировкой и коктейлями и предлагал молодым людям, а когда они отключались, забирал сумки, деньги и телефоны. Сабанов отметил, что многие из потерпевших при встрече с ним уже были сильно пьяны или находились под влиянием наркотических веществ, а потому «газировка» уже не требовалась. Однако источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах выразил сомнения в том, что отравитель использовал именно феназепам: его седативный эффект непредсказуем, а риск летального исхода при больших дозах очень велик. Поэтому, вероятно, в арсенале отравителя были иные препараты.
По некоторым данным, полицейские задержали Мурата Сабанова еще 7 июня, когда прохожие увидели его рядом с лежащим без чувств парнем, у которого Сабанов шарил по карманам. Однако полиция отпустила его под подписку о невыезде, не выяснив, что он причастен к серии аналогичных преступлений. Пострадавшие либо ничего не помнили, либо подавали заявления в разные отделы полиции.
Юрист Алексей Прянишников также отметил, что полиция по «делу отравителя» работала в расслабленном режиме: не были запрошены данные с камер видеонаблюдения, а у Людмилы Чижовой не взяли результаты анализов крови для установления отравляющего вещества. Между тем после публикации о серийном отравителе в ОВД «Басманный» приехали начальники всех уровней полиции, вплоть до главы УВД по Центральному округу Москвы. Сотрудники ОВД написали объяснительные о причинах несвоевременного выявления опасного преступника.
Преступников, специализирующихся на обкрадывании усыпленных людей, называют «клофелинщиками» — по гипотензивному препарату, который, не являясь снотворным, в сочетании с алкоголем быстро усыпляет человека. И если в 60-х годах XX века его в основном использовали проститутки, чтобы обчистить клиента (или наоборот — клиенты, чтобы обобрать проституток), то в современной России акцент сместился сначала на таксистов, а затем — на пассажиров пригородных электричек.
Механизм преступления прост: с человеком начинают разговор, затем предлагают выпить. И если еще 15-20 лет назад преступник делал вид, что сам отпивает из той же бутылки, то позже, когда о преступлении стало широко известно, в ход пошли запечатанные бутылки с отравленным содержимым. При этом преступник должен быть немного актером: как правило, он сам изображает подвыпившего, заговаривает с потенциальной жертвой, а потом предлагает выпить… Вскоре потерпевший засыпает — и лишается всего ценного.
Подобные преступления чаще всего совершаются по пятницам и субботам, а также по праздникам. В это время подвыпившие состоятельные граждане, которые обычно пользуются личными машинами, едут на общественном транспорте или в такси и становятся легкими мишенями для отравителей, соглашаясь выпить из чужой бутылки.
Малейшая передозировка препаратов, которыми пользуются отравители, приводит к смерти. А правильную дозу препаратов отравители не могут рассчитать, поскольку готовят отраву заранее и никогда не знают, какого пола и комплекции будет жертва. С начала нулевых число погибших от рук отравителей стало резко расти. Так, жертвами отравителя Алексея Выговского (осужден в 2011 году), промышлявшего в электричках, стали 32 человека, 17 из них скончались — и это лишь то, что удалось доказать следствию. Подозревали Выговского в 101 преступном эпизоде.
Расследования подобных преступлений всегда затруднены: потерпевших находят много часов спустя после отравления, как правило, без сознания или уже мертвыми. Иногда они находятся далеко от того места, где было совершено преступление, и никаких свидетелей, само собой, нет. Сотни подобных преступлений остались не только нераскрытыми, но и вообще не выявленными: их списывали на смерть от алкоголя, хотя судебно-медицинские эксперты в крови погибших обнаруживали следы различных лекарств (клофелин, давший общее название всем отравителям, давно не используется).
В последние годы отравителями все чаще становятся начинающие наркоманы, которые таким образом пытаются разжиться деньгами. По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, в московском регионе каждые выходные фиксируется пять-шесть подобных преступлений, по меньшей мере столько же остаются неизвестными — о них просто не заявляют. А раз или два в неделю в Москве и Подмосковье находят тела погибших со следами лекарств в крови.
Сегодня для подмешивания лекарств отравители чаще всего используют алкогольные напитки, как правило, в пластиковой или стеклянной таре. Незаметно подбросить лекарство в жестяную банку очень сложно — таких случаев единицы. Как правило, отравители используют алкоголь — пиво или коктейли. В безалкогольных напитках, по мнению экспертов, использование определенных аптечных препаратов неэффективно. Так что случаи использования для отравления популярных безалкогольных напитков правоохранителям не были известны — по крайней мере, до задержания Мурата Сабанова.
Между тем именно тара со следами лекарств, найденная на месте происшествия, является той единственной уликой, благодаря которой правоохранительные органы могут раскрыть преступление. Соответственно, не найденная на месте преступления бутылка со следами какого-либо препарата зачастую служит основанием для отказа в возбуждении уголовного дела. К тому же опытные преступники знают: достаточно унести тару, и следствие ничего не сможет доказать.