В пятницу, 12 февраля, в Бабушкинском районном суде Москвы состоялось второе заседание по очередному уголовному делу в отношении Алексея Навального (учредитель Фонда борьбы с коррупцией, включенного Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента), которого обвинили в клевете на 94-летнего ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко. Заседание началось около 10:00 по московскому времени.
Навальный присутствовал на заседании лично. Потерпевшему ветерану Артеменко стало плохо перед судом — об этом СМИ рассказала его дочь Елена. По ее словам, у отца дают о себе знать проблемы с сердцем. «Вместе с тем он все равно хотел принять участие в процессе, но не знает, хватит ли ему сил», — сказала она.
Предыдущее заседание по делу состоялось 5 февраля и продолжалось восемь часов. На нем Навальный заявил, что ему непонятно обвинение и он не признает вину. По его словам, он не знаком с ветераном и не знал о нем ничего до того, пока к нему не пришли полицейские. Артеменко потребовал от Навального публичных извинений. По словам ветерана, его «очень огорчило», что Навальный назвал его «предателем Родины».
Мировой судья Вера Акимова отклонила ходатайство защиты Алексея Навального о своем отводе по делу о клевете. Защита подсудимого аргументировала необходимость отвода тем, что Акимова не выяснила, кто находится в квартире с подключившимся по видеосвязи ветераном, отказывала в конфиденциальном общении Навального с адвокатами и не мотивировала отказы в ходатайствах защиты на прошлом заседании.
Прокурор Екатерина Фролова, в свою очередь, заявила, что защита Навального не привела объективных доказательств нарушений, а все ее аргументы носят оценочный характер. Представитель госзащиты также попросила суд приобщить к материалам дела ходатайство потерпевшего Артеменко.
В нем ветеран сообщил, что во время предыдущего судебного заседания ему стало плохо из-за оскорблений со стороны Навального. Артеменко попросил освободить его от дальнейшего участия в процессе и поддержал все показания, данные накануне.
Мировой судья Вера Акимова сделала замечание Навальному за пререкания с прокурором, в ответ на которое подсудимый ей нахамил. «Будете меня прерывать, я вас удалю из зала суда», — пригрозил Навальный судье.
Затем на процессе возобновился допрос свидетелей: для дачи показаний был вызван внук ветерана Игорь Колесников. Подсудимый спросил Колесникова, кто подделал заявление его деда в Следственный комитет России (СКР), если на прошлом заседании он заявил, что это заявление они не подавали.
Прокурор указал, что без предъявления документа нельзя утверждать о его поддельности. Тогда судья показал заявление Колесникову, и он подтвердил подлинность подписи Артеменко. «Значит, мой дедушка написал заявление», — сказал свидетель. Тогда подсудимый спросил у него, мог ли его дедушка, сидя дома, написать заявление на имя руководителя 2-го управления Следственного комитета по Москве.
Судья отклонил вопрос. Обвиняемый поинтересовался, мог ли подделать заявление следователь или прокурор. Колесников отверг такую возможность и вновь предложил Навальному извиниться перед ветераном. Тот в ответ заявил, что свидетель «лжет и подделывает документы за своего деда, используя его как куклу». Навальный и внук стали кричать друг на друга, затем судья объявила перерыв в 15 минут, чтобы обвиняемый успокоился.
После короткого перерыва в суде выступил новый свидетель Алексей Лукин, который объяснил причины подачи заявления на Алексея Навального. Лукин рассказал, что зашел в интернет, чтобы посмотреть ленту новостей, и увидел ссылку на пост Навального с оскорблением участников агитационного ролика о поправках в Конституцию России.
Свидетель признал, что слова «холуй» и «предатель», которые использовал подсудимый, относились не только к ветерану, но и к другим героям видео. Однако, отметил Лукин, другие участники съемки могли защитить себя самостоятельно, в отличие от пожилого Артеменко.
«Для меня тема Великой Отечественной войны болезненна: деды воевали, дядя воевал», — объяснил свидетель. Суд снял уточняющие вопросы адвоката Навального о том, в каком значении подсудимый использовал слово «предатель», как Лукин понимает слова «оскорбление», «клевета» и как относится к поправкам в Конституцию.
Когда выступления свидетелей закончились, прокурор Екатерина Фролова огласила показания ветерана Игната Артеменко и прослезилась. «Иногда в темноте я пробирался в деревню, в соседнюю избу, так как боялся идти домой. Хлебал холодные щи, принесенные матерью. А потом возвращался в лес», — процитировала прокурор Екатерина Фролова показания Артеменко, который воевал в партизанском отряде.
«На блокпостах и заставах была тяжелая обстановка. Землянок там не было. Еду готовили сами. Дежурили по 2-3 дня, потом менялись. Захватывали немецкие обозы вместе с партизанами, такими же подростками, как я сам», — зачитала прокурор рассказ ветерана.
Навальный поинтересовался у нее, какое отношение это имеет к делу, но Фролова продолжила оглашать показания потерпевшего. После выступления, на выходе из зала судебного заседания прокурор сказала охранникам, что у нее потекла тушь на ресницах. СМИ уточнили, что Фролова простудилась, комментируя прессе прошлое заседание на улице, и теперь у нее насморк.
После выступления Фроловой Навальный выразил сомнения в том, что 94-летний потерпевший мог сам надиктовать показания, которые ранее 30 минут зачитывала прокурор. «Мы видели, что он с большим трудом зачитал четыре строчки текста. Сейчас нам пытаются доказать, что эти показания он давал на предварительном следствии», — возмутился подсудимый.
По его словам, рассказ Артеменко был взят из написанной им ранее биографии. После этого судья сделала Навальному очередное замечание и объявила перерыв на 45 минут. В ответ на это подсудимый заявил, что заседание напомнило ему сцену допроса в фашистской комендатуре из показаний ветерана и попросил разрешения называть судью «оберштурмбаннфюрер».
Внук Игната Артеменко Игорь Колесников рассказал в беседе с «Лентой.ру», что процесс со стороны подсудимого Алексея Навального оказался громким, шумным и бестактным.
«Поведение Навального ужасно — это бесцельные попытки провокаций, чтобы кто-то опустился до его уровня и стал кричать и хамить. При этом по статье [о клевете] наказание — исправительные работы или штраф, но даже при таких условиях он не может как мужчина за свои слова отвечать», — сказал Колесников.
Он также отметил, что Навальный «стал вертеться, как уж на сковородке». «Сначала [Навальный] утверждал, что это политический процесс, потом пытался утверждать, что я дедушку продал, задавал вопросы, чтобы максимально выгородить себя и выставить жертвой, — уже не знает, что приплести, чтобы съехать», — отметил Колесников.
Внук Игната Артеменко подчеркнул, что Навальный постоянно пытался вывести его на эмоции. По словам Колесникова, «даже вопросы он [Навальный] задавал так, что это на 90 процентов было утверждение, а на остальные десять — не относящийся к процессу вопрос».
«[Навальный] cпрашивал меня, хорошо ли кататься на кабриолете, например. Очень хорошо кататься, просто не хотелось делиться с ним положительными эмоциями. Если серьезно, такие провокационные вопросы он задавал не случайно», — заявил Колесников.
Внук Игната Артеменко считает, что Навальному дали возможность извиниться, а он вместо этого нахамил родственникам ветерана и обвинил их в «торговле дедом», чтобы «получить немного денежек», а самого Артеменко назвал «куклой с медальками». «Мне кажется, после этого от него [Навального] даже остатки его поклонников должны отвернуться», — отметил Колесников.
Ближе к вечеру 12 февраля свои доказательства в суде представила сторона обвинения. После этого выступила эксперт-лингвист Альбина Глотова, которая проводила исследование по комментарию подсудимого со стороны обвинения. Она подтвердила, что в высказывании Навального имеется оскорбление.
«В этом высказывании содержится негативное, пренебрежительное и оскорбительное значение, слово "они" несет обобщающее значение. К комментарию был прикреплен видеоролик, поэтому можно сделать вывод о том, кому именно было адресовано высказывание», — заявила Глотова.
Затем в суде были просмотрены ролики в поддержку поправок к Конституции и с оскорблениями Навального. Подсудимый в этот момент вновь назвал участников первого видео холуями и предателями.
«Я всех их [участников] считаю холуями и предателями, всех, кто сделал Путина царем, и тех, кто превратил ветерана в куклу», — заявил Навальный в зале суда после просмотра роликов в поддержку поправок к Конституции и с оскорблениями участников.
Перед самым концом судебного заседания Алексей Навальный вновь отказался извиняться перед внуком ветерана Игната Артеменко. Около 20:45 судья объявила о переносе рассмотрения дела Навального. Следующее заседание состоится во вторник, 16 февраля.
Накануне голосования по поправкам в Конституцию ветеран Игнат Артеменко поучаствовал в съемках видеоролика государственного телеканала RT, в котором известные россияне, среди которых были дизайнер Артемий Лебедев, актер Иван Охлобыстин и олимпийская чемпионка Аделина Сотникова, зачитали преамбулу к основному закону с предложенными изменениями.
2 июня 2020 года Навальный разместил у себя в соцсетях это видео, назвав его участников «продажными холуями, бессовестными людьми и предателями». В тот же день член Общественной палаты, юрист Илья Ремесло опубликовал на своей странице в Facebook жалобу в Следственный комитет России (СКР) и прокуратуру Москвы с просьбой проверить высказывание Навального.
По мнению юриста, Навального должны были привлечь к ответственности по статье 5.61 («Оскорбление») КоАП РФ. В СКР по факту обращения Ремесло начали доследственную проверку. 15 июня 2020 года Главное следственное управление (ГСУ) СКР возбудило уголовное дело о клевете в отношении Навального.
Санкция части 2 статьи 128.1 УК РФ («Клевета»), по которой возбуждено дело, предусматривает наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы осужденного за период до года, либо обязательные работы на срок до 240 часов.
17 июня 2020 года ветеран Артеменко лично попросил следствие защитить его от Навального. «Меня Навальный оклеветал, назвал холуем, и я не хочу с этим мириться. Хочу просить вас, чтобы вы меня защитили и наказали его. Поскольку я имею стенокардию, у меня приступ стенокардии начался, когда я узнал. Я прошу его наказать», — заявил он в интервью СМИ.
В конце декабря 2020 года Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России объявила Навального в розыск за уклонение от контроля уголовно-исполнительной инспекции. 17 января 2021 года оппозиционер был задержан в аэропорту Шереметьево по прилете из Германии — это произошло на основании постановления начальника УФСИН по Москве.
2 февраля Симоновский суд Москвы принял решение заменить условное наказание Навальному по делу «Ив Роше» на реальный срок — 3,5 года колонии общего режима. Он проведет в колонии 2 года и 8 месяцев: в срок лишения свободы засчитан год пребывания под домашним арестом во время предварительного следствия.
Массовые акции в поддержку Навального прошли 23 и 31 января и 2 февраля в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Челябинске, Екатеринбурге, Якутске и других крупных городах. Ни одна из них не была согласована с местными властями, за участие в акциях были задержаны сотни человек.