Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй
Зачем нужны бюро кредитных историй? Первые бюро кредитных историй начали работать в России летом 2005 года – ровно пять лет назад. Всего их появилось несколько десятков. В 2010 году Федеральная служба по финансовым рынкам впервые исключила из госреестра одно из бюро, дав понять, что чиновники намерены очистить рынок от ряда игроков. Зачем нужны бюро кредитных историй? Какие материалы на заемщиков хранятся в БКИ? Кто имеет право ими пользоваться? Как можно улучшить свою кредитную историю? На что она влияет? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин.Добрый день. Как вы оцениваете успехи основных игроков на рынке кредитных историй? (НБКИ, Experian-Interfax)?
В целом оцениваем хорошо, но чтобы оценить их более полно, назову вам три цифры: один из основных показателей деятельности бюро кредитных историй (далее БКИ) – это количество накопленной информации и количество субъектов, по которым эта информация хранится в БКИ. У НБКИ сегодня 29 миллионов субъектов, у нашего ближайшего конкурента Equifax - 23 миллиона субъектов, у другого ближайшего конкурента "Сбербанк-Инфокредит" – 5,5 миллиона.
1. Российские БКИ были созданы на основе опыта зарубежных БКИ, к примеру, американских Experian, Equifax, TransUnion, или с нуля?
2. Планируется введение в России кредидитного скоринга (credit score) для заемщиков, который был бы понятным и прозрачным для самого заемщика?
1. Все БКИ, которые сейчас считаются лидерами на рынке, созданы с использованием зарубежного опыта. Мы использовали опыт двух компаний - американской TransUnion, которая является одной из крупнейших в мире, и итальянской CRIF. Для Equifax такой компанией, соответственно, является крупнейшее американское БКИ Equifax, для "Сбербанка" - это Experian (сейчас бюро "Сбербанка" и Experian). Именно эти компании являются лидерами на рынке.
2. Кредитный скоринг для заемщиков введен во всех крупных БКИ и давно и успешно используется, в том числе и в НБКИ.
Здравствуйте.Существование НБКИ, на мой взгляд, это какая-то полумера.Какой в нем смысл, если банк, интересующийся кредитной историей клиента,получает из НБКИ только информацию, где эта КИ хранится? И если КИ находится в Инфокредите (Сбербанк), то информацию о потенциальном клиенте не получит никто, кроме него самого.Планируется ли на законодательном уровне закрепить обязательство кредитных бюро о раскрытии информации и нельзя ли получить информацию о клиенте из "одного окна", пусть даже не из НБКИ, а какого-нибудь регионального БКИ.О получении по интернету даже не мечтаю.
Спасибо.
Вы не вполне понимаете систему бюро кредитных историй. Информация о том, где хранится история, скапливается не в бюро, а в центральном каталоге кредитных историй, это специальное подразделение Банка России. В бюро как раз накапливается информация исключительно о платежном поведении заемщика.
Кто и на каких основаниях имеет право получить информацию о кредитной истории человека?
Во-первых, сам человек может получить свою полную кредитную историю, то есть с закрытой частью, в которой хранится информация о том, кто предоставил те или иные данные, а также о том, кто запрашивал эту кредитную историю. Во-вторых, получить ее может суд, судья или следователь по уголовному делу, находящемуся в его производстве. В-третьих, пользователи кредитных историй, под которыми понимаются организации, рассматривающие вопрос о выдаче кредита и имеющие письменное согласие заемщика на запрос кредитной истории в БКИ.
А зачем нужно это бюро?
В 2002-2008 году кредиты раздавали кому попало направо и налево.
Али после окончания кризиса изменится все?
Вопрос не очень понятен, понятно только, что в нем содержится некая неверная информация. Во-первых, кредитные бюро в России появились в 2005 году, то есть кредитные бюро работали половину срока, о котором вы говорите. Во-вторых, кредитные бюро сейчас работают в полную силу, и после кризиса ничего не изменится.
Здравствуйте,
является ли такое бюро частным коммерческим предприятием или государственным?
В законе написано, что БКИ может быть создано исключительно в форме коммерческой организации. Но это не всегда значит, что это исключительно частные компании. Например, в числе акционеров НБКИ, которое я возглавляю, есть такие банки, как "РосСельхозБанк", ВТБ - государственные банки, "Глобэкс", который сейчас принадлежит Внешэкономбанку, тоже государственному банку, таким образом, НБКИ не вполне частная компания.
Здравствуйте Александр!
БКИ облегчают именно банковскую деятельность, и стабильные банки стремяться к рыночным отношениям в привлечении данных БКИ с прочной репутацией, как ваши клиенты заитерисованы в деятельности БКИ, какие финансовые выгоды вы преследуете, как отражаются на вашей деятельности заемщики с плохой кредитной историей?
Заемщики с плохой кредитной историей на нашей деятельности не отражаются, а финансовая выгода у нас следующая – мы предоставляем банкам за деньги по их запросу информацию о тех или иных заемщиках.
Какие люди работают в БКИ, какое у них образование, опыт работы? Охотно ли после БКИ берут в банки и наоборот?
Образование у 99 процентов сотрудников высшее, причем экономическое или юридическое. Как правило, у нас работают люди, которые раньше работали в кредитных отделах банков. Мы берем сотрудников с опытом работы в банке, и от нас также уходят работать в банки.
Добрый день.
1. "У сильного - слабый всегда неправ". БКИ и Банки - типичный пример, по отношению к заемщику. Информацию в БКИ можно заносить и получать ТОЛЬКО с согласия заемщика, а если ты не соглашаешься, то тебе в 99% случаев кредит не дают. Получается, что сам закон-то не работает, а БКИ созданы лишь для того, чтобы отсеять всех кого можно без "права на реабилитацию". Нет, можно конечно удалить историю заемщика из БКИ, но для этого придется пройти через многомесячную замороченую процедуру, которая иной раз и через суд может идти. Собственно вопрос вот в чем: НБКИ работает уже не первый год, а трудится допотопными методами - информацию о себе, как заемщике (и собственную историю) надо получать допотопными методами (почта, телеграмма-факс, или побег в отделение агента), при этом НБКИ на сайте отчитывается о высокотехнологичных решениях и международных стандартах, а электронного способа получения информации из БКИ - как не было, так и нет, и кажется будет в далеком будущем? Почему я не могу ввести номер своей кредитной карты (как при оплате любых товаров или даже переводах денег через интернет - ведь это тоже верификация личности), заказать отчет и оплатить его и тут же получить? Что мешает? Столько времени прошло. Как денежку брать - так это "мы всегда", а как пользователю "удобно сделать" - это "в ближайшем будущем"?
2. И второй вопрос: "хочу, аналогично, электронную версию (интернет доступ) не только к отчету о собственной кредитной истории, но и для оперативных разборок. Например, не согласен я с каким-то моментом по какому-то банку, кредит погашен, а банк не торопится чего-то менять. Вот чтобы нажать на кнопочку, отправить какой необходимо документ и в течение суток - тебе историю корректируют". Когда это будет и будет ли вообще?
Благодарю.
1. Дело в том, что по закону информацию о кредитной истории конкретного человека мы можем выдать исключительно этому человеку. По почте или телеграмме мы выдаем ее только потому, что "Почта России" - это государственная организация, соответственно, сотрудник почты проверяет паспорт и указывает в телеграмме, что личность удостоверена. Только по таким телеграммам мы в ответ отправляем кредитные отчеты. Мы не можем отправить кредитную историю через интернет, так как не можем проверить, кто ее запрашивает. Также работают все кредитные бюро в разных странах.
2. Безусловно, нельзя. Сотрудники бюро по своей инициативе (даже если заемщик сам придет и скажет, какой он хороший и задолженностей нет, а в кредитном отчете они есть) не могут сами что-то исправить, и поверить на слово они тоже не имеют права, поэтому в законе предусмотрена специальная процедура. Если вы обнаружили в своей кредитной истории ошибку, вы направляете нам письменный запрос, мы, получив его, отправляем соответствующий запрос в банк, который предоставил эту информацию, банк проверяет по своим внутренним базам, правильно это или нет, и либо направляет нам исправленную информацию, либо говорит нам, что заемщик неправ. Получив один из ответов, мы либо исправляем информацию, либо говорим, что банк отказал в исправлении. Заемщик в таком случае вправе обращаться в суд.
1. Каким образом деятельность БКИ регулируется законодательно? Нужна ли для создания БКИ лицензия, и если нужна, насколько жестки предъявляемые требования? Что такое упомянутый госреестр и в чем смысл его существования? Какие последствия для БКИ наступают в случае исключения из этого реестра? (Прекращение деятельности?)
2. Какими конкретными целями обосновывается госрегулирование в этой сфере? (Например, может быть, защита прав потребителя, защита личной информации? Т.е. те аспекты, которые для БКИ по приоритету всегда ниже основных бизнес-процессов.)
3. Не кажется ли вам, что если государство начнет активно регулировать деятельность БКИ то снизится конкуренция, и как следствие, эффективность работы этих организаций? А банки будут вынуждены работать с теми БКИ, которые смогли пройти через госрегулирование.
Если в адекватной и быстрой оценке заемщика заинтересованы прежде всего сами банки, значит рыночные механизмы в данном случае эффективно отрегулируют количество БКИ без вмешательства государства. Или в данном случае есть какие-либо неочевидные для неспециалиста причины отрегулировать эту область?
4. В рамках текущего законодательства, какие обязательства несет БКИ по отношению к гражданам, информация о которых находится в базе БКИ?
Предъявляются ли к БКИ требования по:
а) Страхованию своей ответственности за серьёзные ошибки, допущенные в отношении человека?
б) Наличию, собственно, таковой ответственности?
в) Исполнения законодательства о защите персональных данных?
г) Наличию эффективных, и соответствующих современных стандартам механизмов информационного взаимодействия с заемщиками?
(Например, что БКИ должно не просто предоставлять информацию или реагировать на запросы, но обязано использовать для этого соответствующие современным стандартам технологии и соблюдать опр. сроки. Т.е., например, обязано иметь сайт, предоставлять инф. через интернет, а не бумажной почтой и т.д.)
1. Деятельность БКИ регулируется федеральным законом "О кредитных историях". Для того чтобы БКИ начало свою работу, оно должно быть внесено в государственный реестр бюро кредитных историй, который ведет Федеральная служба по финансовым рынкам. Одно из требований, в соответствии с которым в этот реестр можно попасть, это наличие лицензии на осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации, а также обладание сертифицированными средствами защиты.
Последствия исключения БКИ из этого реестра очень простые – БКИ обязано оповестить об этом всех пользователей, то есть банки, после чего банки прекращают предоставлять данному БКИ информацию. Также это БКИ обязано передать всю имеющуюся у него информацию в центральный каталог кредитных историй для передачи ее в соответствующие учреждения. То есть просто так информация не пропадает.
2. Защита прав потребителей и защита личной информации не относятся к целям федерального закона "О кредитных историях". Для этого существуют другие федеральные законы. Для нас главная цель – это общее снижение кредитных рисков.
3. Государство никогда не прекращало нас активно регулировать. Несмотря на это, мы не видим снижения конкуренции на рынке. Основные процессы, которые сейчас происходят - это, наоборот, усиление конкуренции между основными игроками и уход с рынка мелких, ничего не значащих организаций, которые только по названию являются бюро кредитных историй.
4. Система построена таким образом, что сотрудник БКИ в принципе не в состоянии допустить ошибку. Мы информацию не создаем, мы ее получаем и храним в том виде, в каком она нам предоставлена, поэтому и страховать нечего. В данном случае страхование не предусмотрено, также не предусмотрено ответственности за допущение ошибки, так как ошибок, допущенных сотрудниками, даже теоретически быть не может.
У нас могут быть ошибки другого рода, связанные с тем, что система построена автоматически. Мы автоматически получаем информацию, она свертывается, хранится в определенном виде и автоматически выдается по запросу банков. В связи с работой автоматики бывают некоторые ошибки, но это, опять же, не ответственность сотрудника, это, скорее, ответственность организации. В законе, безусловно, предусмотрена и ответственность, и обязанности по отношению к заемщикам. Например, получив заявление от заемщика об ошибке в его кредитной истории, я, генеральный директор, обязан отправить в банк соответствующий запрос. Также я обязан выдавать заемщику отчет по его кредитной истории в течение 10 дней с момента получения от него запроса - раз в год бесплатно и в неограниченном количестве за плату. Есть еще ряд обязанностей. Нас постоянно регулирует Федеральная служба по финансовым рынкам и Центральный банк РФ.
Не противоречила ли закону «О кредитных историях» и действующему законодательству в целом ситуация Сбербанк-Инфокредит, и не противоречит ли сейчас ситуация с «Русским стандартом», у которого свое БКИ, которое не сотрудничает ни с кем кроме банка?
Во-первых, кредитное бюро "Русского Стандарта" сотрудничает со многими БКИ, в том числе с НБКИ. Во-вторых, если бы ситуация с созданием "карманного" бюро противоречила законодательству, то его бы никто не создал. Еще раз повторю, что ФСФР очень пристально и целенаправленно следит за всем, происходящим в этой сфере.
1. У Вас на сайте обнаружил, что Вы кроме кредитных историй также предоставляете услуги по их автоматическому анализу (скорингу). Много факторов учитывает эта система? Насколько анализ отличается по различным регионам? А для коммерческих организаций у вашей фирмы тоже производится скоринг?
2. Сколько банков пользуются у Вас подобными услугами, какого размера эти кредитные учреждения?
Насколько Ваша скоринговая модель эффективнее тех, которыми пользуются коммерческие банки?
1. Система учитывает достаточное большое количество факторов, одним из них является принадлежность субъекта к тому или иному региону. Это связано с тем, что прежде чем делать эту скоринговую модель, был проведен очень большой анализ, который показал, что в различных регионах по неизвестной нам причине платежное поведение людей не намного, но различается, поэтому математическая модель должна учитывать и региональный аспект.
Для коммерческих организаций, безусловно, тоже предоставляется такая услуга.
2. Скоринг мы предоставляем уже 2 года, могу сказать, что этой услугой пользуется достаточно большое количество банков.
В США не слишком хорошая кредитная история "обнуляется" через 2-5 лет полностью, это дает возможность через определенный срок обзавестись положительной кредитной историей. Появится ли такая возможность в России?
В соответствии с законом, информация хранится в бюро кредитных историй в течение 15 лет после последнего обновления.
Но на практике для банков особо актуальной является информация за последние 2-3 года. То, что было 5 лет назад, мало кто смотрит. Для этого и предназначены эти скоринговые модели, которые могут математически объяснить, хорошо это или плохо, если у человека десять кредитов, и пять лет назад у него было две просрочки по 5 дней по какой-то маленькой сумме. То есть скоринг предназначен для таких не вполне очевидных моментов.
Здравствуйте, Александр.
1. Фиксируются ли в кредитной истории, помимо фактически выданных кредитов, попытки получения кредита? Иными словами, если я обратился за кредитом в банк, но в результате не получил кредит, попадет ли информация об этом в кредитную историю?
2. Где и как я могу ознакомиться со своей кредитной историей?
3. Попадает ли в БКИ информация об использовании овердрафта по банковским картам?
4. Обязаны ли банки по требованию заемщика предоставлять документ о полной выплате кредита и отсутствии дальнейших претензий к заемщику?
1. В кредитной истории фиксируются не отказы в выдаче кредита, а обращения данного заемщика в банк. Если быть точнее, то когда человек приходит в банк и просит дать ему кредит, то банк вначале запрашивает его кредитную историю, и эти запросы из банка фиксируются в кредитной истории. Одна из причин, почему людям нужно проверять свою кредитную историю как можно чаще - надо смотреть, кто запрашивал кредитную историю, правомерно ли тот или иной банк делал такой запрос. Банк может запросить кредитную историю, только получив собственноручно подписанное согласие заемщика.
4. Это вопрос в банк.
Лента.Ру: Что делать, если банк ошибочно записал на клиента, который уже выплатил все по кредиту, долг?
Для того чтобы понять, что информация неверная, нужно сначала обратиться в бюро и получить свой полный кредитный отчет. Тогда станет понятно, какой банк какую информацию предоставил, и затем мы можем отправить запрос в конкретный банк.
Читатели сталкиваются с тем, что видят в своей кредитной истории информацию о непогашенном платеже, но у них есть бумаги, которые подтверждают, что они его погасили. Когда они обращаются в банк, возникают проблемы, потому что банк либо сильно затягивает с корректировкой, либо вообще отказывается что-то корректировать.
Если при обращении в банк возникают какие-то задержки, то законом предусмотрена специальная процедура. Обращаться надо в бюро кредитных историй, мы обязаны отправить запрос в банк, а банк обязан ответить нам. Конечно, можно самому попытаться обратиться в банк, если с ним сложились хорошие отношения, но лучше делать все по закону, чтобы ни у кого из контрагентов не было возможности сделать шаг вправо или влево.
Здравствуйте Александр!
1)Почему заёмщикам не сообщается причина отказа или меньшей суммы на кредит?
2)Как можно узнать свою кредитную историю до похода в банк?
3)Можно ли улучшить кредитную историю? Что и сколько времени на это понадобиться?
1-2. Смотрите ответы выше.
3. Можно. Во-первых, нужно проверить ее на наличие ошибок. Это первое, что нужно сделать. Если вы проверили, и ошибок нет, но есть некоторые факты, которые свидетельствуют о том, что кредитная история не вполне хорошая, то единственный способ ее исправить - брать следующие кредиты и добросовестно их гасить, для того, чтобы, грубо говоря, эти плохие факты затерялись во множестве хороших.
Сколько кредитных историй в России в целом? Какая часть --- ЮЛ? В разных БКИ хранятся разные кредитные истории, или какая-то часть совпадает? БКИ обмениваются кредитными историями между собой?
Сколько кредитных историй в России в целом – я не могу сказать. Я уже называл цифры по конкурентам (смотрите ответ на первый вопрос). Дело в том, что складывать эти цифры нельзя. Мы проводили анализ, и когда у нас с Equifax было по 20 миллионов субъектов - наши базы пересекались на 14 миллионов. Это не значит, что у нас хранится идентичная информация. Скорее всего, эти 14 миллионов субъектов имели одни кредиты в банках, которые сотрудничают с НБКИ, а другие кредиты в банках, которые сотрудничают с Equifax. Соответственно, кредитные истории разные, но это истории одних и тех же людей. Чтобы получить полную кредитную историю, банк должен запросить информацию и у нас, и у Equifax, что банки обычно и делают.
Добрый день. Скажите, по какой причине в кредитном отчете отсутствует информация о кредитном учреждении, выдавшем тот или иной кредит?.. И планируется ли в будущем добавление данной информации в кредитный отчет? Спасибо.
Видимо, вы ни разу не видели кредитный отчет. В нем есть закрытая часть, в которой хранится информация о том, какой банк какую информацию предоставил, и когда какие банки запрашивали кредитную историю. Вы могли не увидеть закрытой части кредитной истории, потому что получили ее в банке, а банкам мы выдаем кредитные истории без закрытой части, как и положено по закону. Свою кредитную историю необходимо получать в надлежащем месте, то есть в БКИ, а не в банке.
1. несут ли банки ответственность за отказ сформировать код субъекта кредитных историй?
2. например реальная ситуация: я обратился в Банк Москвы, где у меня открыта кредитная карта, с заявлением о формировании кода. Банк сообщил, что технической возможности передавать сведения в БКИ нет. однако по закону он обязан это делать
есть ли меры досудебного воздействия?
1. Такая ответственность в законодательстве не предусмотрена.
2. Можно обратиться в суд, потому что по закону банки должны формировать код субъекта кредитной истории, суд принудит банк к формированию кода. Но еще раз повторю, что какой-то особой финансовой, гражданской или административной ответственности законом не предусмотрено.
Почему в России банки имеют право отказывать в кредитах БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН?
Потому что так делают во всем мире. У нас в НБКИ при выдаче заемщику скорингового балла дается перечень из причин, по которым скоринг такой или иной. Если этот балл низкий, то там написано, что он низкий, потому что тогда-то была просрочка или еще что-то. То есть теоретически эти причины можно узнать из своего скорингового балла. Но банк совершенно не обязан сообщать об этом заемщику.
Каковы шансы на то, что у человека, никогда не обращавшегося за кредитом, существует кредитная история, созданная, например, ошибочно, или в результате злого умысла, например, на украденный паспорт взяли кредит?
В процентах такие шансы я оценить не смогу, но мы знаем достаточно много именно таких случаев, когда человек кредиты не брал и не собирается, а на самом деле на его имя по копии паспорта или по потерянному (украденному) паспорту берутся кредиты. Потом у таких людей возникают очень большие проблемы с доказательством того, что этот кредит они не брали. Это одна из причин, почему нужно часто смотреть свою кредитную историю.
Брали кредит в банке. Полностью погасили. Через полгода банк придумал, что мы остались ему что-то должны. Мы (не банк) обратились в суд, в суде доказали незаконность требований банка. Однако напоследок руководитель кредитного отдела пообещала испортить нам в отместку кредитную историю. Выходит, ваша организация - инструмент для сведения счетов с неугодными? Как я, заемщик, могу узнать что вы там обо мне написали? Как я могу опротестовать липовые записи? Как вообще вы проверяете поступающие к вам сведения?
Законом предусмотрено, что в таких ситуациях наша организация предназначена именно для того, чтобы исправить все, что необходимо, и кредитная история соответствовала действительности. Вам необходимо было получить свою кредитную историю сразу после угрозы, и если там что-то неправильно, то написать по этому вопросу запрос в кредитное бюро. И кредитное бюро, и банк никуда не денутся - все исправят, тем более, что есть решение суда.
какова вероятность, что кредитные истории на одного и того же человека могут храниться в разных кредитных бюро, в т.ч. дублируя друг друга, различаясь информацией? какому из кредитных бюро будут доверять в такой ситуации? и какие есть реальные механизмы(не через суд) изменения устаревших данных о себе гражданина в кредитном бюро?
Обычно это информация о разных кредитах. Бывает так, что в двух бюро хранится информация об одном и том же кредите. Но она везде одинаковая, поэтому какая разница, кому доверять. Обычно не бывает так, что в одном бюро в истории ошибка, а в другом нет. Банк представляет в автоматическом режиме одну и ту же информацию. Обычно у банка вопрос "кому доверять" не стоит, в таких случаях просто смотрят, чтобы информация была та же самая или различалась количеством кредитов.
Во время кризиса остался без работы, соответственно, денег выплатить кредит не было. Не скрывался, общался с банком когда они звонили мне, объяснял ситуацию почти год. В конце концов нашёл работу и закрыл кредит со всеми штрафами и прочим. Сейчас дела опять пошли в гору. Осенью собираюсь поехать за границу. Как мне получить стопроцентную уверенность, что меня не "завернут" на границе как должника? Не хотелось бы испортить свадебное путешествие.
Если не ошибаюсь, то на сайте судебных приставов есть списки невыездных людей, или эта информация выдается по запросу. Обратитесь либо к нам, либо к ним, они все скажут, они тоже обязаны это делать. Из страны не выпускают по решению суда, а не исходя из кредитной истории.
В прошлом году решил взять ипотеку, обратился в один из банков, собрал необходимые документы, предварительно кредит был согласован, но через несколько дней внезапно пришел отказ. В это время уже были произведены определенные затраты на оценку квартиры, сбор справок и т.д. В последующие несколько месяцев все банки (предварительно согласовывавшие без проблем требуемую сумму) отказывали один за другим, как правило не озвучивая причину отказа. Вскоре я узнал о существовании Вашей "замечательной" организации, в которой числился отрицательный отзыв по моим предыдущим кредитам (они были в Сбербанке и HomeCredit, с которыми Ваша организация не работала, и были давно погашены). Пока я ждал заказанную в вашем бюро выписку по своей кредитной истории, продолжал получать отказы во всех банках, потерял задаток за квартиру, вынужден был искать другую квартиру, делать новую оценку и собирать новые справки. Когда пришел ответ с моей кредитной историей, я с удивлением обнаружил в нем вместе со своими данными чужие паспортные данные и два чужих кредита, один из которых был просрочен. По телефону сотрудница бюро спокойным голосом сказала, что произошло "схлопывание кредитных историй", и что все исправят в течение суток. Через два дня, позвонил уточнить исправили ли ошибку, получил ответ в грубой дерзкой форме мол "ну и че, подумаешь, с кем не бывает, ждите". И только когда бюро исправило свою же ошибку, я без проблем взял кредит. Таким образом, благодаря НБКИ, покупка квартиры заняла по времени полгода (вместо одного-двух месяцев), отняла кучу времени, нервов и лишних финансовых вложений.
21 век, а сотрудники такой достаточно крупной организации позволяют допускать такие ошибки и при этом по-хамски общаться по телефону...
Кто должен отвечать за эти ошибки? Кто-нибудь контролирует работу сотрудников? Учитывает ли бюро интересы частных лиц, или организация клиент-ориентирована лишь на кредитные организации?
Это единственный случай возникновения ошибок в деятельности БКИ, которые, опять же, происходят не по вине сотрудников, а в связи с качеством информационной системы. Это бывает редко, но встречаются однофамильцы, которые родились в один год, один день и даже в одном городе. Поэтому система не всегда может правильно вычленить этих людей. Редко, но происходит "схлопывание". Мы эту проблему знаем и боремся с ней. Корень проблемы в том, что, например, нашу систему мы купили у американцев – у TransUnion. Такие ошибки случаются во всем мире, и везде с этим борются.
Здравствуйте.
У одного из близких родственников регулярно возникают проблемы с оплатой кредита - задерживает на неделю-другую.
В этот банк я обращаться в дальнейшем не планирую, но могут ли возникнуть проблемы с при получении кредитов в других банках из-за родственника? Влияет ли его кредитная история на мою? Сам регулярно беру кредиты, гашу в срок.
Нет, не влияет.
Здравстуйте, Александр!
Могу ли я попасть в кредитную историю как плохой заёмщик, если я был поручителем, а сам заёмщик скрылся и отдавал долг банку в течении года? (Долг я погасил его вовремя и полностью)
Только после того, как к вам как к поручителю предъявлены претензии.
Полтора года назад у меня был зарплатный в банке ВТБ24 с включённым овердрафтом. Так получилось, что последнюю зарплату на этот счёт я получил перед самым Новым годом и снимал остаток денег в новогодние праздники.
Перед тем, как снять остаток, я купил продуктов в супермаркете и расчитался по этой карте. Как выяснилось позже, транзакция магазина прошла позже, чем транзакция банкомата (подозреваю, из-за праздников). В результате баланс ушёл в минус без моего ведома. Узнал я об этом спустя 3 месяца, когда домой пришёл коллектор и пригрозил начать описание имущества, если долг не будет погашен в течение самого ближайшего времени.
Узнав про этот долг, я немедленно его погасил, сумма там была незначительная (~900 рублей), но сейчас выясняется, что в бюро кредитных историй я значусь злостным неплательщиком, и даже банк, в котором у меня сейчас зарплатный счёт, не даёт мне кредит.
Вопрос: можно ли в данной ситуации спасти свою кредитную историю? если да, то как?
Нужно взять 5-10 мелких кредитов и вовремя их погасить.
Как вы считаете, нужно ли законодательно запретить использовать данные базы кредитных историй в "оффлане", т.е. скачанные с официального сервера бюро? Смотрите: с одной стороны надо, т.к. в отношении законопослушного гражданина, допустим, была совершена ошибка и ему записали в КИ что-то негативное. Ошибку потом исправили и извинились, но в скачанной версии, которой (помимо основной базы!) пользуется служба безопасности практически каждого банка, на основании этой "заметки" отказывает в кредите. А с другой стороны, каждый сотый может сказать "да е-мое, я щас позвоню куда надо и у меня все "косяки" по кредитам сотрут!" (и ведь сотрут, не надо говорить, что это невозможно!) и банк может заполучить "плохого" заемщика. Так запрещать законодательно или нет? Ведутся ли на уровне законодательных органов какие-то работы в этом направлении или нет?
Видимо, вы не имеете представления о том, как работает система. Скачать базу в оффлайне и так далее в принципе невозможно. Мы выдаем кредитные отчеты только по банковскому запросу о конкретном заемщике, при условии, что банк по этому запросу имеет собственноручную подпись заемщика. Залезть к нам в базу и посмотреть списки и так далее - невозможно. У нас не так построена база.
Прочитал на сайте одного оператора мобильной связи примерно такой текст «Если Вы выбираете постоплатный тариф, то, производя оплату вовремя, формируете положительную кредитную историю». Сотовые операторы имеют право составлять и затребовать кредитные истории? Как часто они это делают?
Это зависит от того, как у этого сотового оператора составлен договор для физического лица. Обычно это оферта, которая публична и должна быть одинакова для всех. А если сотовый оператор предоставляет свои услуги в рассрочку, с отсрочкой, то это представляет собой займ или кредит, как это понимается в законе "О кредитных историях". В таком случае - да, он имеет такое право.
Некоторые операторы с нами сотрудничают и предоставляют нам соответствующую информацию, и таким образом также формируется кредитная история. Какая разница, должен ты банку или сотовому оператору? Если ты должен, то надо всего лишь платить в срок.