В преддверии выхода финальной части одного из самых популярных сериалов современности «Игра престолов». «Лента.ру» узнала, что пишут об эпопее ученые по всему миру и выяснила, что большое количество научных работ посвящены теме эротики, сексуального насилия и роли женщины во Вселенной Джорджа Мартина. Редакция попыталась разобраться, что не так с сексом в сериале и как феминистская повестка и борьба за права женщин влияют на экранизацию.
Дело не в количестве
Создателей «Игры престолов» не раз критиковали за обилие откровенных сцен. Однако автор книги «Песнь Льда и пламени» Джордж Мартин еще в 2011 году в интервью для журнала Entertainment объяснил, почему доверил экранизацию своего произведения HBO, компании, выпустившей такие откровенные сериалы, как «Секс в большом городе», «Бордель» и «Девочки». Мартин заявил: «Одна из причин, почему я хочу, чтобы это [экранизацию] сделало HBO, — я хочу, чтобы секс был».
Мартин получил желаемое. Статистика портала Pornhub падает всякий раз, когда в эфир выходит новый эпизод «Игры престолов». Более того, эпопея влияет не только на трафик, но и на эротические фантазии пользователей. Например, после окончания пятого сезона фрагмент, где нагая Серсея идет по улицам Королевской Гавани, сразу же был залит на сервис. А видео для взрослых, стилизованные под сериал, пользуются большой популярностью. Pornhub даже выпустил порнопародию на «Игру престолов».
Но было бы неверным считать, что недовольство феминисток и представителей ЛГБТ-сообщества было вызвано исключительно количеством откровенных сцен. Активисты недовольны характером половой жизни героев эпопеи. Их волнует, что жестокость, показанная в сериале, востребована.
Проблема Сансы Старк
Пожалуй, самый сильный общественный резонанс произвела последняя серия пятого сезона, в которой Рамси Болтон изнасиловал Сансу Старк. Эта сцена считается одной из самых жестоких. Шквал критики был настолько силен, что создателям шоу пришлось заверить зрителей, что в следующих частях сцены сексуального насилия будут смягчены. Действительно, в шестом и седьмом сезонах эпизодов, в которых девушек склоняют к половому акту против воли, сопоставимых по жестокости с насилием над Сансой — нет.
Однако интересно, почему именно зверство Рамси по отношению к старшей дочери Старков вызвало такую волну негодования, ведь тема сексуального насилия проходит красной нитью через всю канву сериала. Серсея Ланнистер была изнасилована собственным мужем Робертом Баратеоном. Позже со словами «мне все равно» точно так же поступил ее любимый брат Джейме Ланнистер. Он изнасиловал королеву в крипте, где лежало тело их умершего сына. И даже самая могущественная женщина «Игры престолов», хранительница драконов Дейенерис, не избежала этой участи.
Возможно, недовольство зрителей, связанное с первой брачной ночью Сансы и Рамси, было вызвано тем, что до конца пятого сезона Санса была идеальным примером угнетенной и безвольной женщины в общественной системе патриархата. Невинная девушка безропотно исполняла предписанные ей гендерные роли: терпеть, слушаться и повиноваться мужчинам и, несмотря на соблюдение всех правил, все равно стать жертвой.
Если даже титулованные леди подвергались сексуальному насилию, то можно лишь представить, насколько беззащитны и уязвимы девушки из простых семей. Например, в завоеванных кхаласаром Дрого деревнях дотракийцы насиловали женщин, утверждая, что оказывают им честь. Они воспринимали тела женщин как заслуженную награду, с которой могут делать что угодно. Девушкам ничего не оставалось, кроме как поддаться напору, ведь если откажешься — точно убьют.
От Кротового городка до борделя сира Петира Бейлиша проститутки Семи Королевств безмолвно подчинялись указам тех, кто их купил. Девушки вынуждены были делать чудовищные вещи. Например, калечить друг друга по приказу короля Джоффри, решившего продемонстрировать свое властное превосходство над дядей Тирионом после того, как он подослал проституток племяннику в качестве «подарка».
«Я не собираюсь сражаться с ними, я собираюсь трахнуть их»
Секс — это один из инструментов власти. В первых сезонах в Семи Королевствах правили в основном мужчины. «Я не собираюсь сражаться с ними, я собираюсь трахнуть их», — заявил главный интриган «Игры престолов» Бейлиш в первом сезоне сериала, когда обучал двух проституток удовлетворять клиентов. Эта сцена фейкового лесбийского секса вызвала много вопросов у смотрящих сериал. Некоторые посчитали ее лишней, так как она напрямую не влияет на сюжет, не способствует его развитию, а лишь еще раз иллюстрирует беспомощность и унизительное положение женщин.
К слову, Мизинец остался верным своим намерениями и не раз подтверждал звание одного из самых аморальных героев. На протяжении семи сезонов он карабкался по социальной лестнице, не брезгуя доверчивостью и беззащитностью женщин. Ради титула он женился на нелюбимой Лизе Аррен, ублажал ее в постели, а затем убил жену. Позже он выдал доверявшую ему Сансу Старк замуж за бесчеловечного Рамси Болтона, чтобы заручиться поддержкой его отца.
Нагой Джон Сноу
Кадр: сериал «Игра престолов»
Как отмечает исследователь Аарон Хо в работе «Порнография, постженщина и нагота в “Игре престолов”», помимо сюжетного наполнения, кинематографические приемы, используемые создателями сериала в откровенных сценах, также подчеркивают доминирование мужчин над женщинами.
В большинстве сцен, где герои занимаются любовью, зритель видит, как ублажают мужчину, а не женщину. Обнаженный мужчина, как правило, появляется на экране в полный рост со спины, когда обнаженное женское тело демонстрируется фрагментами. Камера может зафиксироваться на груди, ягодицах или восхищенном взгляде девушки, направленном на мужчину — образец мужественности и могущества.
В «Игре престолов» образ голого мужчины не фетишизирован. Например, в первой и второй сериях шестого сезона обнаженный Джон Сноу мистифицирован. То, как нагой Сноу лежит на деревянной дощечке, прикрытый небольшой тряпочкой, скрывающей его интимные места, напоминает картину итальянского художника эпохи Ренессанса Андреа Мантенья «Мертвый Христос», а окружающих тело Джона Мелисандру, сира Давоса, Тормунда и его верных соратников из ночного дозора можно соотнести с Марией Магдалиной и учениками Христа. Проще говоря, голый Джон Сноу не сексуальный объект. Напротив, в этой сцене он предстает подобно мессии, сверхчеловеку.
А как же Дейенерис?
Дейенерис Таргариен — одна из немногих сильных и независимых героинь «Игры престолов», кто осознает силу своей привлекательности и активно пользуется ей. Матерь драконов — рекордсменка по демонстрации наготы.
Интересно, что каждый раз, когда она предстает на экране обнаженной, то становится все сильнее, например, когда вылупились драконы, и когда дотракийский народ покорился ей. Тем не менее какой бы могущественной она ни была, какое бы восхищение ни вызывала, в отличие от Джона Сноу, она остается привлекательной женщиной, сексуальным объектом.
Создатели сериала не мистифицируют образ Дейенерис, наоборот, они делают все возможное, чтобы, несмотря на драконов и гигантскую армию, она оставалась соблазнительной женщиной.
Чем еще недовольны феминистки?
Во-первых, у научного феминистского и ЛГБТ-сообщества вызывает недовольство непропорциональность гетеросексуальных и однополых отношений. В сериале нет ни одной лесбийской любовной истории. Сцена в борделе не в счет.
Во-вторых, в сериале очень мало сюжетов, где кооперируются исключительно женщины, тогда как сюжетов, где действуют только мужчины, много. Например, линия Кейтилин Старк и Бриенны Тарт ничтожно мала по сравнению с историей Тириона Ланнистера и Вариса.
Феминисток возмущает, что многие женские персонажи существуют лишь «в связке» с мужскими. Так зрителю не показана жизнь Игритт или Шаи до их знакомства с Джоном Сноу и Тирионом Ланнистером. Активистка Валери Эстель Франкель в работе «Женщины в “Игре престолов”: сила, подчинение и сопротивление» отметила, что в сериале есть всего четыре самостоятельных женских истории: Дейенерис, Арья, Яра и Оленна, тогда как мужских подобных — двадцать одна.
Что изменилось в последних сезонах?
По мере приближения к финалу женщины становятся все сильнее. Патриархальные устои постепенно рушатся. Серсея занимает Железный Трон, Дейенерис завоевывает Залив работорговцев, Яра руководит флотом, и даже ультрафеминная Санса правит замком Винтерфелл в отсутствие Джона Сноу. Также, как было сказано выше, сексуального насилия становится меньше, его место занимает трогательная постельная сцена евнуха и бывшей рабыни.
Сложно не заметить, как характер повествования меняется вместе с социальной повесткой североамериканского и западноевропейского общества: легализация однополых браков, движение #MeToo и, как следствие, громкие обвинения в домогательствах влиятельных политиков, бизнесменов и знаменитостей.
Но вопрос: авторская ли это задумка или пластичный медиатекст, подстраивающийся под общественный запрос ради удержания и привлечения новой аудитории, — остается открытым.