Российский производитель боевых вертолетов - ОАО "Камов" обявил, что готово подписать контракт на поставку в Турцию 145 российско-израильских вертолетов Ka-50-2, получивших название "Эрдоган" (в переводе с турецкого - "сокол"), сообщает израильская ежедневная газета Ha'aretz.
Главный конструктор компании Сергей Михеев заявил, что контракт уже подготовлен и будет подписан до конца 2003 года. Эксперты полагают, что стоимость одного вертолета может составлять от 12 до 15 миллионов долларов. 40-45 процентов от доходов получат израильтяне.
Ka-50-2 является доработанной версией знаменитого российского вертолета Ка-50 "Черная акула". Израильская компания IAI's Lahav Division разработала систему управления огнем, и электронные системы управления вертолетом, что весьма важно для сложной в управлении машины с уникальным соосным расположением несущих винтов. Фактически "Камов" будет производить только корпуса и двигатели - вся начинка будет израильской.
Турция также будет участвовать в производстве Ка-50-2 - некоторые компоненты двухместной кабины (сильно отличающейся от одноместной кабины "Черной акулы") будут изготавливать турки. Кстати, это стало одим из решающих факторов во время тендера - главный конкурент "Камова" компания Bell Helicopter настаивала на поставках полностью американской машины, и проиграла.
Кроме того, Израиль является общепризнанным мировым лидером по производству электронных систем управления для самолетов и вертолетов, а соосная схема расположения несущих винтов - ноу-хау россиян, придает боевому вертолету уникальные боевые характеристики.
Однако могие военные специалисты считают именно соосный ротор "ахиллесовой пятой" камовских вертолетов - во время резких виражей лопасть могут схлестнуться, что неминуемо приведет к катастрофе. Так считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, который в интервью Газете.Ru предрек контракту печальную судьбу. По его мнению, турки попросту использовали российскую кампанию, чтобы оказать давление на Bell и добиться уступок.
Стоит оговориться, что соосная схема, которую критикуют многие эксперты, была разработана еще в середине прошлого века, а камовские вертолеты используются в ВМФ уже почти полвека.
Израильтяне также опасаются срыва подписания контракта - представитель IAI заявил, что несколько подобных же сделок в прошлом сорвались в последний момент.