Родные убитой полковником Будановым чеченки Эльзы Кунгаевой, перебравшиеся в Норвегию, получили статус беженцев. Как сообщает ежедневная газета "ГАЗЕТА", Кунгаевы заняли трехэтажный дом на западном побережье Норвегии, в городке Флоро, что в пятистах километрах от Осло. По словам адвоката Кунгаевых Абдуллы Хамзаева, каждому из членов семьи норвежские власти выплачивают ежемесячно по 400 долларов пособия как беженцам и по 80 долларов на изучение языка.
Напомним, 27 июля Северо-Кавказский окружной военный суд признал полковника Юрия Буданова виновным в похищении и убийстве 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой и приговорил его к 10 годам тюрьмы. В ходе судебного процесса Буданов неоднократно угрожал родным Кунгаевой.
Через месяц после вынесения приговора по делу вся семья Кунгаевых - отец, мать и четверо детей уехали из России в Норвегию. Как заявила в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" журналистка Анна Политковская, семья Кунгаевых навсегда покинула Россию, так как родители Эльзы боятся, что сторонники Буданова не оставят их в покое, и опасаются за жизнь и здоровье остальных своих детей.
Как сообщил "ГАЗЕТЕ" адвокат Хамзаев, перебраться в Норвегию Кунгаевым предложили представители Хельсинкского комитета - объединения 41 правозащитной организации, которые следили за ходом процесса. Между тем Виса Кунгаев, отец убитой чеченки, утверждает, будто ехать именно в Норвегию было целиком и полностью его идеей.
Кунгаев заявил изданию, что выбрал Норвегию сам и что просто был знаком с одним из членов Хельсинкского комитета. По словам отца Эльзы, в Норвегии его дети будут ходить в школу. Сперва им будет помогать переводчик, а позже, заявил изданию Кунгаев, все его домочадцы намерены выучить норвежский язык, а сам он хочет стать дипломированным юристом - "чтобы помогать людям, оказавшимся в такой же ситуации, как я и моя хозяйка". Добавим, что Кунгаев по специальности агроном и получил только среднее специальное образование. Что касается долгосрочных планов, то Виса выразил желание вернуться в Чечню, как только там закончится война. Именно поэтому, по его словам, в Норвегии политическое убежище он не просил (сейчас у них статус беженцев).
Вопрос о ежемесячном пособии от властей Норвегии Кунгаев не осветил, сказав лишь, что его семья рассчитывает получить компенсацию, положенную перемещенным лицам. По словам же пресс-секретаря Хельсинкского комитета в Норвегии Оге Боргревинка, расходы на пребывание Кунгаевых в Норвегии взяли на себя местные власти - в частности, города Флоро.
Адвокат Кунгаевых Абдулла Хамзаев заявил газете, что именно он первым предложил Висе Кунгаеву уехать из страны и увезти семью. По словам Хамзаева, за время судебного разбирательства дети Кунгаевых дважды проходили психолого-психиатрическую экспертизу и было признано, что они с момента похищения и убийства их старшей сестры находятся в стрессовом состоянии. "На основании этого двоих мальчиков даже признали инвалидами с диагнозом "нервно-психическое расстройство", - сказал Хамзаев.