Передать все российские вузы в подчинение одному ведомству предлагают Минфин и Минэкономразвития. Как сообщается на сайте ежедневной газеты "Коммерсант", в результате этого в ближайшее время Министерство по образованию и науке в скором времени может получить в пользование учебные заведения всех прочих ведомств, а заодно учебный флот, сельскохозяйственные угодья, больницы и стадионы.
О передаче всех вузов Министерству образования и науки в Минфине говорили задолго до смены правительства. Предполагалось, что контролировать расход выделенных вузам средств будет удобнее, если все они будут "прописаны" по одному адресу. На фоне же административной реформы, которая поставила задачу сделать министерства компактнее, у идеи передачи вузов Минобразования появилось новое обоснование: передача вузов поможет освободить непрофильные ведомства от избыточной для них функции образования.
Однако сами ведомства расставаться со своими вузами и бюджетными средствами, выделяемыми на их содержание, не спешат. По словам начальника управления кадров и учебных заведений Минтранса Владимира Сарычева, его руководство "всячески отбивается от атаки Минфина и Минэкономразвития". Дело в том, что в Минтрансе считают, что передача морских вузов Министерству образования обернется для флота катастрофой.
"Наша система подготовки отличается от общеобразовательной. Все наши образовательные стандарты базируются на требованиях международных организаций и не потерпят унификации, например, с педагогическими", - заявил газете Сарычев. По его словам, все соглашения о сотрудничестве в сфере образования с Международной морской организацией и Международной федерацией труда Минтранс до сих пор заключал напрямую. Теперь контактировать с этими организациями станет Минобразования - а морской специфики оно действительно не знает.
О специфике обучения в творческих вузах говорит консультант управления науки и образования Министерства культуры Александра Аракелова: "Если наши вузы перекочуют в Минобразования, учеба в музыкальных школах и колледжах перестанет стыковаться с вузовской программой. Это ведомство уже и так заставило нас включить в учебные планы предметы естественного цикла, которые нашим студентам приходится посещать наряду с ежедневными шестичасовыми занятиями музыкой. Если так пойдет и дальше, мы перейдем на уровень всеобуча и станем выпускать музыкантов-недоучек".
Как отмечает газета, помимо заботы о студентах существует еще важный вопрос - финансовый. Так, бюджет Минтранса на 2004 года составляет порядка 6 миллиардов рублей, из них на образование приходится более 1 миллиарда. При этом каждое учебное судно, помимо образовательных целей, сдается в аренду коммерческим структурам - каждый серьезный рейс учебных парусников обходится в тысячи долларов, а кругосветка парусника "Надежда" стоила 2 миллиона долларов. Деньги эти привлекались из внебюджетных источников, так что передав суда в ведомство Минобразования, Минтранс потеряет не только контроль за молодыми кадрами, которые вузы готовят для отрасли, но и часть дополнительных доходов.
Между тем в Минобразования полагают, что с переходом вузов "под одну крышу" совокупное их финансирование будет урезано. Само же решение о передаче вузов Министерству образования может войти в текст положения о структуре министерств, которое премьер Михаил Фрадков должен подписать до конца апреля 2004 года.
От "неверного" решения премьера, по мнению замруководителя департамента кадровой и образовательной политики Министерства сельского хозяйства Надежды Скороходовой, может удержать лишь осознание "масштаба катастрофы": "Если новое положение лишит нас вузов и все эти территории отойдут в подчинение Минобразования, трудно даже представить себе, каким неуправляемым монстром станет это ведомство".