Говоря о неуставных отношениях в российской армии, международная правозащитная организация Human Rights Watch неверно оценила масштаб явления. Об этом информационному агентству РИА "Новости" сообщил представитель руководства Главной военной прокуратуры (ГВП) генерал-майор юстиции Александр Никитин. По его словам, вывод о масштабах распространения "дедовщины" абсолютно не соответствует действительности.
Согласно опубликованному 20 октября докладу Human Rights Watch, "дедовщина" в российской армии распространяется все больше, а власти ничего не предпринимают для ее искоренения. В докладе приводятся свидетельства жертв издевательств и исследуются возможные причины сложившегося положения. однако представитель Главной военной прокуратуры опровергает их выводы.
"Вряд ли интервью у 100 военнослужащих из 50 воинских частей, на которые ссылается в своих комментариях представитель этой организации, могут отражать объективную картину. Данные статистики свидетельствуют о том, что более чем в 80 процентах воинских частей не зарегистрировано преступлений, связанных с неуставными взаимоотношениями", - сказал Никитин.
Никитин подчеркнул, что в связи с распространенным международной правозащитной организацией докладом о неуставных отношениях в российской армии и комментариями в некоторых СМИ, Главная военная прокуратура считает необходимым обратить внимание на то, что "приведенные в докладе сведения не учитывают деятельность правоохранительных органов в сфере защиты прав военнослужащих на безопасные условия службы".
По его словам, приводимые в докладе ссылки на официальные заявления и данные вырваны из контекста выступлений руководителей и официальных представителей ГВП И Минобороны, хотя представители Human Rights Watch "как никто другой имеют возможность регулярно знакомиться с широко представляемыми через СМИ сведениями о содержании и о результатах работы прокуратуры и командования по борьбе с неуставными проявлениями в войсках".
"Они не могут не знать, что ни командование, ни прокуратура никогда не только не пытались уйти от решения этой проблемы, а наоборот - на протяжении последних лет развернули широкомасштабную работу с этим явлением в армии", - подчеркнул генерал. По его словам, телефоны доверия, консультационные пункты, регулярные проверки войсковых частей, постоянное взаимодействие с общественными организациями, в том числе родителей военнослужащих, позволили вернуть доверие к правоохранительным органам, свести до минимума скрытность этих правонарушений.
"Незначительный рост, менее 8 процентов от числа зарегистрированных преступлений этой категории связан именно с тем, что на фоне сокращения числа тяжких последствий этих преступлений, сократились скрытые неуставные проявления, в том числе те, где последствиями стали не травмы, а моральное унижение чести и достоинства личности военнослужащих", - заявил представитель ГВП.
Что же касается приведенных в докладе фактов нарушений, то, по словам Никитина, многие из них уже стали предметом рассмотрения в суде, что само по себе также опровергает навязываемый авторами этого документа и не соответствующий действительности вывод о бездействии российских государственных органов в отношении допускающих проявления "дедовщины" и пытающихся их скрыть от правосудия.
"Только в этом году по фактам неуставных проявлений окончено свыше 1500 уголовных дел и более тысячи дел о рукоприкладстве. Судом вынесены приговоры в отношении 3200 военнослужащих, из которых более 400 - офицеры", - подчеркнул собеседник агентства. Для принятия решения по прочим фактам, приведенным авторами доклада, Главная военная прокуратура истребовала из представительства Human Rights Watch все материалы и намерена провести по ним проверку, заключил генерал-майор.