Адвокаты Игоря Сутягина, которого суд присяжных признал виновным в государственной измене, готовят жалобы в президиум Верховного суда и в Европейский суд по правам человека. Как заявил ежедневной газете "Коммерсант" адвокат Сутягина Борис Кузнецов, у защиты есть доказательства того, что в составе коллегии присяжных находился человек, связанный со спецслужбами - бывший сотрудник СВР Григорий Якимишен.
Сотрудники ФСБ арестовали Сутягина осенью 1999 года в Обнинске, где он жил. Ему предъявили обвинение в госизмене в форме шпионажа. По версии следствия, Сутягин передавал американским спецслужбам секретные сведения о российских системах вооружений и армейской структуре, а работали американские агенты под прикрытием британской консалтинговой фирмы Alternative Futures, для которой Сутягин писал аналитические справки. Вот эти справки якобы и содержали гостайну.
Присяжные Мосгорсуда признали господина Сутягина виновным и не заслуживающим без снисхождения, и 7 апреля 2004 года он был осужден на 15 лет. Ни присяжные, ни судья не приняли во внимание многочисленные ходатайства защиты, утверждавшей кроме прочего, что Сутягин не имел доступа к секретным материалам и черпал информацию из открытых источников – газет и журналов. А 17 августа Верховный суд России утвердил приговор.
Однако адвокаты Сутягина утверждают, что среди прочих людей в коллегию присяжных вошел профессиональный разведчик Григорий Якимишен. Он засветился в 1996 году, работая в российском посольстве в Варшаве. Тогда премьер-министра Польши Юзефа Олексу заподозрили в сотрудничестве с российской разведкой. По информации польской газеты "Трибуна", Олексу выдал Григорий Якимишен. Тогда польская пресса писала о Якимишене, что он подполковник СВР, работавший в Гданьске под "крышей" корпункта Агентства печати "Новости". Позднее, по информации польских журналистов, Якимишен перешел на работу в посольство и стал "связью" премьера Олексы.
В результате скандала Олекса добровольно ушел в отставку, а Якимишен вернулся в Россию, покинул разведку и занялся бизнесом. А в 2004 году Григорий Якимишен стал присяжным на процессе Игоря Сутягина. Тогда защита ученого еще не знала, что Якимишен – бывший сотрудник СВР, но его личность вызвала подозрения у адвокатов. Присяжный Якимишен был занесен как кандидат в присяжные и в списки Мосгорсуда, и в списки Московского окружного военного суда, что недопустимо по нормам УПК.
Защита заявила протест, но прокуратура ответила, что в свое время у адвокатов была возможность дать отвод любому присяжному. Правда, узнать об упомянутом нарушении на стадии отбора кандидатов в присяжные защита не могла, так как не все списки присяжных были опубликованы в "Вестнике мэрии и правительства Москвы", как это положено по закону.
"Мы предполагали, что ФСБ будет внедрять своих людей в коллегию присяжных. Теперь этому получены доказательства,– рассказала журналистам другой адвокат ученого – Анна Ставицкая, пояснив: – Кандидаты в присяжные обязаны правдиво отвечать на задаваемые им во время отбора вопросы. Присяжный Якимишен этого требования закона не выполнил, умолчав о работе в спецслужбах. А такой вопрос председательствующий задавал. Поэтому вердикт присяжных должен быть отменен".
Правда, Ставицкая считает, что российский суд вряд ли отреагирует на жалобу адвокатов. "Скорее все выльется в формальное препирательство. Например, заявят, что судья спрашивал про сотрудников ФСБ, а Якимишен служил в СВР, или что-нибудь в этом роде. Но в Европейском суде, я уверена, нас поймут",– сказала адвокат. Между тем в марте 2004 сообщалось, года Европейский суд по правам человека решил рассмотреть дело Игоря Сутягина в приоритетном порядке.
Документально доказать причастность Григория Якимишена к спецслужбам защите ученого будет непросто. Руководитель пресс-службы СВР Борис Лабусов заявил, что его ведомство "не будет комментировать ни журналистам, ни адвокатам причастность тех или иных лиц к кадровому составу разведки". В соответствии с законом о гостайне получить ответ на этот вопрос от СВР может только суд или прокуратура.