На международной конференции "Люди в космосе" страны-участницы проекта МКС уточнили некоторые аспекты космического права. Задача усложняется тем, что европейский модуль "Коламбус", который будет подсоединен к МКС в декабре, юридически не принадлежит ни одной стране, сообщает Европейский научный фонд.
Лаборатория "Коламбус" (Columbus), самый масштабный вклад Европейского космического агентства (ESA) в строительство МКС, должна быть доставлена на станцию 6 декабря шаттлом "Атлантис". В 2008 году к МКС добавится японский лабораторный модуль, таким образом, станция будет состоять из американского, российского, японского и европейского сегментов.
Основным документом космического права является договор о космосе от 1967 года, ратифицированный 98 странами. Он продолжает традиции международного морского права, утверждая, что на космическом аппарате действует правовая норма страны, которой он принадлежит. Однако для МКС договор не вполне годится, в частности, потому, что европейский сегмент не принадлежит ни одной стране.
В итоге на конференции состоялось серьезное обсуждение: какие законы будут действовать на МКС? Что делать, если члены экипажа их нарушат? Изначальное предложение - признать, что на всей МКС действует в первую очередь американское право - отвергли, после этого был принят ряд решений.
В случае необходимости применения уголовного права действуют законы той страны, космонавт которой обвиняется в нарушении закона. Соответственно, если член экипажа из страны X убьет члена экипажа из страны Y, его будут судить по законам страны X.
В области патентного права было решено, что патент на изобретение, сделанное в одном из сегментов МКС, регистрируется в стране, который принадлежит данный сегмент (не сообщается, как поступать, если работа велась в нескольких сегментах). Изобретение, сделанное в "Коламбусе", можно будет зарегистрировать в одной из двух стран, внесших наибольший вклад в его строительство: либо в Германии, либо в Италии (где именно, на самом деле, неважно - европейские патентные соглашения делают эти варианты практически одинаковыми).
Наконец, в области гражданского права было принято нестандартное решение - страны фактически отказались от возможности вчинять друг другу гражданские иски, объясняя это тем, что не хотят портить общее дело лишними судебными разбирательствами между собой. Соответственно, если член экипажа из страны X повредит имущество страны Y, он, в общем случае, не будет подлежать гражданской ответственности. Таким образом, все страны принимают на себя определенный риск в интересах общего дела.