Мягкие ткани динозавра перепутали с бактериями

Биопленка бактерий Staphylococcus aureus. Фото CDC/ Rodney M. Donlan, Ph.D.; Janice Carr (PHIL #7488), 2005

Группа американских исследователей под руководством Томаса Кейи (Thomas Kaye) из Вашингтонского университета установила, что останки мягких тканей тираннозавра, обнаруженные в 2005 году, представляют собой бактериальную биопленку. Работа опубликована в журнале PLoS One.

При помощи электронного микроскопа ученые провели детальное исследование сотен останков 18 различных видов ископаемых животных. В результате было установлено, что стенки пористых структур многих костей покрыты тончайшей пленкой. Она достаточно легко отделялась от основы, и это позволило получить ее образцы. Радиоуглеродный анализ пленки показал, что ее возраст значительно меньше возраста костей.

Изначально утверждалось, что обнаруженные останки мягких тканей динозавров представляют собой коллаген - фибриллярный белок, входящий в состав соединительной ткани организма. По словам ученых, это вовсе не белок, а бактериальные биопленки, широко распространенные в природе. Они представляют собой множество бактерий, склеившихся с поверхностью и между собой.

Чтобы подтвердить свою гипотезу ученые провели спектральный анализ образцов. Их спектр сравнивали со спектром коллагена птиц, являющихся наиболее близкими родственниками динозавров из ныне живущих существ, и спектром современных бактериальных биопленок. Было установлено, что молекулярный состав образцов ближе именно к составу биопленок.

Бактериальные биопленки образуются практически везде, где твердые поверхности соприкасаются с водой или воздухом. От них мутнеют линзы, развиваются различные заболевания. Например, они формируются на зубах и носят название зубных бляшек. Полезные симбиотические бактерии в кишечнике также обитают не сами по себе, а в виде пленок на его стенках. Биопленки являются одной из основных причин быстрой коррозии металла водо- и теплопроводов.

Всюду Гитлер