Ученые поставили под сомнение одну из догм молекулярной биологии

В процессе транскрипции фермент РНК-полимераза "едет" по цепи ДНК (показана оранжевым цветом) и синтезирует на ней как на матрице цепь РНК (показана красным цветом). Изображение пользователя Giac83 с сайта wikipedia.org

Европейские ученые установили, что транскрипция в геноме с одного и того же промотора может идти в обоих направлениях. Статья исследователей, работавших с дрожжами, опубликована в журнале Nature. Пресс-релиз доступен на сайте Европейской молекулярно-биологической лаборатории (EMBL), сотрудники которой принимали участие в исследовании.

Транскрипция - это процесс перевода генетической информации с "языка" ДНК на "язык" РНК. На основе полученной молекулы РНК в клетках синтезируются белки. Транскрипция начинается в определенном месте цепи ДНК, известном как промотор. До настоящего момента считалось, что транскрипция может происходить только в одном направлении от промотора (для разных генов оно может быть разным). Новая работа ставит эту догму под сомнение. Ученые проводили эксперименты на дрожжевых клетках, однако базовые принципы синтеза ДНК и белков в большинстве случаев совпадают у организмов, имеющих оформленное ядро (эукариотов), к которым принадлежат и дрожжи и человек.

Авторы исследования изучали многочисленные транскрипты (продукты транскрипции), полученные с определенных промоторов дрожжей. Результатом транскрипции не всегда является "полноценная" молекула РНК, на основании которой синтезируется белок. Часть молекул обрывается в том или ином месте. Некоторые из таких "недоделанных" транскриптов являются ошибками транскрипции, другие же играют роль регуляторов, контролирующих транскрипцию других генов или синтез белков.

Исследователи обнаружили, что некоторые короткие молекулы РНК являются репликами участков ДНК, расположенных по обе стороны от промоторов. Так как многие из синтезированных молекул РНК нестабильны и быстро разрушаются, ученым пока не удалось определить их значение. Они не исключают, что сами молекулы могут не оказывать влияния на работу генома: регулятором может являться сам процесс транскрипции (подобные примеры в живых организмах известны). В любом случае, работа молекулярных биологов из Германии и Великобритании меняет современные представления о работе генома.

Без ствола