Российские политики и эксперты должны выступить в качестве свидетелей защиты бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии. Поскольку Россия была активной участницей послевоенного урегулирования в Боснии, свидетельства ее представителей могли бы помочь установить истину.
Об этом в интервью изданию "Время новостей" заявил брат подсудимого Лука Караджич.
Одним из главных свидетелей должен стать Евгений Примаков. По словам Луки Караджича, Примаков может подтвердить факт существования соглашения, которое заключили в 1996 году Радован Караджич и спецпредставитель США на Балканах Ричард Холбрук. Этот документ якобы гарантировал Караджичу неприкосновенность и защиту от судебного преследования, если он добровольно покинет пост президента Республики Сербской.
Поскольку, по словам Радована Караджича, Холбрук выступал "от лица государств - членов Совета безопасности ООН или после консультации с ними" публикация этого документа могла бы коренным образом повлиять на ход процесса. Бывший спецпредставитель США наличие такой договоренности категорически отрицает.
Евгений Примаков в числе других российских представителей уже выступал перед Международным трибуналом в качестве свидетеля со стороны защиты бывшего президента Югославии Слободана Милошевича. Слушания этого дела прекратились в 2006 году в связи со смертью подсудимого.
Кроме того, Лука Караджич считает что российские политики могли бы оказать и дипломатическое содействие, выступая в ООН и других организациях с разоблачением "антисербской практики" Гаагского трибунала. По его словам, согласно решению Совбеза ООН, деятельность трибунала должна была закончиться 31 декабря 2008 года, а оставшиеся дела направлены на рассмотрение в национальные суды балканских стран.
Международный трибунал по бывшей Югославии обвиняет Радована Караджича в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Обвинение считает, что он лично несет ответственность за гибель более 10 тысяч мирных жителей при осаде Сараево, а также за массовое уничтожение боснийских мусульман в Сребренице.