Немцы не смогли вывезти в конце войны Янтарную комнату из Кенигсберга и оставили ее в бункере. Такие данные содержатся в ранее не публиковавшихся стенограммах бесед бывшего гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха с советским академиком Дмитрием Ольдерогге. Фрагменты из стенограмм обнародовал польский журналист Цезари Гмыз в газете "Речь Посполита". О своих выводах он рассказал в интервью "Российской газете".
По словам Гмыза, Кох, с 1959 года заключенный польской тюрьмы Барчево, уверял Ольдерогге (беседы состоялись 21 и 23 сентября 1964 года), что Янтарную комнату не вывезли из Кенигсберга, и что он может показать, где именно она спрятана. Кох просил разрешения организовать ему тайную поездку в Калининград (до 1946 года - Кенигсберг). Цезари Гмыз утверждает, что "из документов трудно сделать однозначный вывод, состоялась ли эта поездка".
Гмыз также располагает данными, что кто-то из тюремной охраны вынес из камеры Коха его завещание и личные записи, в которых могли находиться указания, где находится бункер с Янтарной комнатой.
Эрих Кох умер в Барчево в 1986 году в возрасте 90 лет.
Янтарная комната была вывезена немцами из Пушкина (Царского села) в 1941 году. До 1943-го она выставлялась в замке в Кенигсберге, затем ее следы теряются. Существует несколько версий о дальнейшей судьбе комнаты, ни одна из которых не признана основной. Поиски ее предпринимались неоднократно, но ни одна экспедиция не увенчалась успехом. С большой долей вероятности ящики с янтарными панелями действительно не покинули Кенигсберг и сгорели во время бомбардировок города.
С 1979 по 2003 годы велись работы по воссозданию Янтарной комнаты. В год 300-летия Петербурга ее вновь открыли для посетителей.