Человечество дважды оказывалось на пороге вырождения

Якутская семья. Фото 1917 года

Биологам удалось определить времена почти полного вырождения человечества. Статья ученых появилась в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Известно, что человечество сильно уступает в разнообразии, например, обезьянам. У геномов двух шимпанзе, взятых из различных популяций, больше отличий, чем у людей с разных континентов. Активные исследования этого вопроса, начавшиеся в 90-х годах прошлого века, привели ученых к заключению: низкое биоразнообразие человечества связано с тем, что за время своего существования популяция людей несколько раз проходила так называемое "бутылочное горлышко" (bottleneck). В это время целые племена исчезали, что и приводило к снижению разнообразия.

В рамках исследования ученые провели анализ генетических данных из 53 популяций людей со всей планеты. Для работы использовалась специально написанная программа BOTTLENECK, которая занималась анализом соотношения количества редких аллелей (различных форм одного гена), к общему количеству гетерозиготных аллелей (различные варианты гена на парных хромосомах). Законы наследования "работают" таким образом, что первые исчезают быстрее вторых. Таким образом, соотношение этих величин позволяет оценить время возникновения события, приведшего к появлению "горлышка".

В результате ученым удалось обнаружить две популяции людей, у которых "дисбаланс" признаков оказался самым большим. Ими оказались люди из Якутии и Ближнего Востока. Отсюда ученые заключили, что, вероятно, за свою историю человечество проходило горлышко дважды. Один раз, когда 50-60 тысяч лет назад оно двинулось из Африки на другие континенты, а другой - когда 10-20 тысяч лет назад пересекло Берингов пролив (на месте которого тогда был перешеек) и заселило Америку.

По словам исследователей, новые данные хорошо согласуются с имеющимися археологическими находками. Дело в том, что расселение сопровождалось войнами и болезнями, которые приводили к гибели целых племен, и биоразнообразие сокращалось.

Борис Ельцин«Это было время, когда делились огромные богатства»