Черные дыры поставили под сомнение природу темной материи

Художественное представление о черной дыре в центре галактики, которая искажает пространство-время. Изображение с сайта ras.org.uk

Темная материя, возможно, распределена во Вселенной иначе, чем предписывают большинство из существующих теорий. К такому заключению пришли астрономы, изучающие поглощение темной материи черными дырами. Выводы ученых опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Коротко работа описана в пресс-релизе Королевского астрономического общества Великобритании.

Темной материей, или скрытой массой называют пока не обнаруженную экспериментально субстанцию, которая участвует в гравитационных взаимодействиях, но не участвует в электромагнитных. Гипотеза о существовании темной материи была предложена после того, как астрономы обнаружили, что массы известных астрономических объектов недостаточно для того, чтобы они взаимодействовали так, как это наблюдают ученые.

Авторы нового исследования строили математические модели поглощения темной материи черными дырами - объектами со столь сильным гравитационным полем, что даже излучение не способно его покинуть. Большинство гипотез, описывающих свойства темной материи, предполагают, что она существует в виде плотных "комков". Согласно новым данным, если бы это предположение оказалось верным, то сверхмассивные черные дыры (массой от нескольких миллионов до миллиардов масс Солнца) в молодой Вселенной, засасывая в себя огромные количества темной материи, изменили бы облик Вселенной до неузнаваемости. Другими словами, если бы темная материя была распределена так, как считается, окружающее космическое пространство выглядело бы сейчас совершенно иначе.

Ученые определили критическое значение плотности темной материи - семь солнечных масс на каждый кубический световой год. По утверждениям авторов работы, темная материя не может быть упакована с большей плотностью даже локально.

Совсем недавно физики заявили, что им, возможно, удалось получить данные, которые можно рассматривать как доказательство существования темной материи. Однако сами авторы, анализировавшие показания детектора CoGeNT, подчеркивают, что новые результаты нуждаются в многократной тщательной проверке.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте