Квазары оказались результатом столкновения галактик

Столкновение галактик. Фото Hubble

Астрофизики установили, что квазары возникают в результате слияния галактик. Статья ученых появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Квазары, открытые в 50-х годах прошлого века, представляют собой активные ядра галактик, в центре которых лежит сверхмассивная черная дыра. В рамках нового исследования астрофизики пытались ответить на вопрос, почему ядра одних галактик активны, а ядра других (например, Млечного Пути) - относительно спокойны.

Ученые предположили, что активность ядра обусловлена столкновением галактик. Чтобы проверить свою гипотезу, ученые собрали данные о 200 подобных объектах, самый удаленный из которых располагается на расстоянии около 11 миллиардов световых лет от Земли. Для изучения галактик использовали телескопы Spitzer и Chandra.

В результате исследователи установили взаимосвязь между тем фактом, что галактика пережила в недавнем прошлом столкновение, и активным ядром. Примечательно, что в рамках новой работы ученым удалось найти большое количество скрытых квазаров - активных ядер, укрытых облаками пыли.

Таким образом, ученые предлагают следующую модель формирования квазаров. Сначала галактики сталкиваются, а их черные дыры сливаются. При этом дыра оказывается в центре пылевого кокона, образованного в результате столкновения, и начинает интенсивно поглощать материю.

Примерно через 100 миллионов лет свечение окрестностей дыры становится настолько сильным, что выбросы излучения начинают прорывать кокон. В результате появляется привычный астрономам квазар. Еще через 100 миллионов лет процесс приостанавливается, и центральная черная дыра снова начинает вести себя спокойно.

Совсем недавно ученым впервые удалось сфотографировать сталкивающиеся квазары. В рамках работы ученые интересовались двойным квазаром SDSS J1254+0846, который располагается на расстоянии 4,6 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Девы.

Безумный спецназ