Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) добилась от Министерства обороны России проведения открытого тендера по закупке вертолетоносных кораблей для ВМФ, пишет газета "Коммерсант". Это означает, что на конкурс сможет представить свое решение любая компания, обладающая мощностями для производства вертолетоносцев, включая и саму ОСК. Впрочем, французский "Мистраль" по-прежнему остается для Минобороны приоритетом, в результате чего тендер может превратиться в формальность.
Подготовкой и проведением тендера займется специальная комиссия, формируемая Министерством промышленности и торговли России. Кто возглавит комиссию, пока неизвестно. Одной из задач комиссии будет составление требований к компаниям-участникам и их продукции. Она же назначит и сроки проведения конкурса. Следует отметить, что Минобороны и раньше объявляло о намерение купить вертолетоносец по итогам тендера, однако переговоры велись только с французской стороной, предлагающей купить два готовых корабля класса "Мистраль" и две лицензии на их строительство.
Ранее сообщалось, что в возможном российском тендере примут участие голландские и испанские компании, которые представят вертолетоносцы класса "Иоганн де Витт" и "Хуан Карлос" соответственно. По словам президента ОСК Романа Троценко, в числе российских компаний, которые намерены принять участие в конкурсе, - дальневосточный судостроительный завод "Звезда", петербургские "Адмиралтейские верфи" и калининградский "Янтарь". При этом "Звезда" уже создала совместное предприятие с южнокорейским концерном Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering. Это СП предложит на тендер вертолетоносец "Токто".
"Адмиралтейские верфи" и "Янтарь" примут участие в тендере вместе с Северным проектно-конструкторским бюро, однако какой именно корабль они представят на конкурс, не раскрывается. В ОСК утверждают, что этот вертолетоносец может быть построен при содействии иностранной верфи. Предприятия ОСК готовы построить любой из выбранных Минобороны кораблей в течение 30 месяцев с момента получения контракта. Стоимость строительства составит 500-700 миллионов долларов в зависимости от типа выбранного оборудования и вооружения для корабля. Для сравнения, строительство "Мистраля" во Франции может обойтись в 400-500 миллионов евро (около 512-640 миллионов долларов).
Кроме того, в тендере не исключено участие "Северной верфи" и Балтийского завода. Между тем, в самом Министерстве обороны, отмечает "Коммерсант", утверждают, что покупка "Мистраля" для ведомства по-прежнему остается приоритетной. Любопытно, что одновременно ведомство полагает, что без проведения тендера сделка по покупке какого-либо вертолетоносца "будет фактически незаконной".
Ранее сообщалось, что ОСК ведет переговоры с южнокорейской компанией STX, спроектировавшей французский "Мистраль". Этой компании принадлежит верфь STX France, которая займется поставкой корабля в случае, если будет принято решение о его покупке у Франции. В обмен на передачу технологий на строительство "Мистраля" STX может получить контракты на создание судов для работы на российском шельфе. Между тем, сторонам пока не удалось договориться по вертолетоносцу - пока что обсуждается создание совместного предприятия по выпуску судовых дизелей в Санкт-Петербурге.