Решена загадка горячих Нептунов

Астрономы предложили гипотезу, объясняющую, почему в Солнечной системе нет горячих Нептунов - весьма распространенного типа планет. Статья с выводами ученых принята к публикации в журнал Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Коротко об исследовании пишет New Scientist.

Горячими Нептунами называют планеты, массой и размером сравнимые с Нептуном, но которые обращаются недалеко от своей звезды - высота орбиты "настоящего" Нептуна, который является самой удаленной планетой Солнечной системы, составляет около 29,5 астрономических единиц (одна астрономическая единица соответствует расстоянию от Земли до Солнца и равна 150 миллионам километров).

До сих пор ученые полагали, что горячие Нептуны образуются во внешних регионах Солнечной системы и со временем мигрируют ближе к звезде. Авторы новой работы предложили иную гипотезу: согласно их точке зрения, горячие Нептуны формируются там же, где они обращаются, - то есть во внутренней части протопланетного диска (облака газа и пыли, материал которого идет на "строительство" звезд и планет). Однако для того, чтобы появился этот тип планет, размер протопланетного диска должен быть довольно значительным. Протопланетный диск Солнечной системы был недостаточно большим, поэтому горячих Нептунов в Солнечной системе нет.

Несколько лет назад другой коллектив ученых постулировал, что планетные системы, подобные Солнечной, являются во Вселенной большой редкостью. Согласно расчетам астрономов, вероятность образования таких систем не превышает нескольких процентов.