"Горячие юпитеры" уличили в истреблении похожих на Землю планет

Экзопланета и ее звезда-"хозяин" глазами художника. Изображение ESO/L. Calcada

Астрономы нашли доказательства того, что многие планетные системы могли образоваться не так, как предполагает наиболее распространенная гипотеза. Более того, новые данные указывают, что крупные планеты, называемые "горячими юпитерами", способны уничтожать более мелкие планеты, напоминающие Землю. Ученые представили результаты своего исследования на встрече Королевского астрономического общества, проходившей в Глазго. Коротко работа ученых описана в пресс-релизе Общества.

Исследователи занимались поиском экзопланет - планет, обращающихся вокруг других звезд, - так называемым транзитным методом. Они обнаружили девять новых планет и решили сопоставить новые данные с информацией о ранее открытых планетах. В общей сложности ученые рассматривали 27 планет и обнаружили, что шесть из них обращаются "задом наперед" - то есть в противоположном направлении по отношению к направлению вращения звезды-"хозяина".

До сих пор считалось, что такое "поведение" экзопланет нетипично и является результатом "встречи" планеты с находящимся поблизости каким-либо крупным телом, например другой планетой или звездой. За "стандарт" образования планетных систем ученые принимали такой вариант, при котором звезда и ее планеты образуются из одного и того же вращающегося газо-пылевого облака. Именно поэтому направления вращения светила и планет совпадают. Эта гипотеза также предполагала, что крупные планеты постепенно мигрируют ближе к светилу, пока не превращаются в "горячие юпитеры" - тела, масса которых больше или равна массе Юпитера и которые расположены очень близко к звезде.

Большое количество планет, обращающихся по ретроградным орбитам, и планет, плоскость орбиты которых смещена по отношению к "нормальной" на существенный угол, свидетельствует, что при образовании планетных систем может работать какой-то иной механизм (по крайней мере, в значительной части планетных систем), заставляющий планеты резко менять свои орбиты. При реализации этого сценария вероятность сохранения небольших планет становится очень маленькой - при быстром сдвиге орбиты планет-гигантов их меньшие "братья" будут разрушены (так как вероятность столкновения в этом случае высока).

Впервые вращающиеся по ретроградным орбитам планеты были обнаружены летом 2009 года. "Дебютантками" стали огромная (и при этом аномально легкая) планета WASP-17b, а также "горячий Юпитер" HAT-P-7. Более подробно об этих двух планетах можно прочитать здесь.

Кровавый конвейер