Земное золото оказалось родом из космоса

Золото. Фото пользователя Alchemist-hp с сайта wikipedia.org

Ученые установили, что почти все золото (и прочие тяжелые элементы) в земной коре имеет космическое происхождение - оно попало на Землю в результате астероидной бомбардировки, произошедшей после застывания коры планеты. Статья ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

Большинство тяжелых металлов "утонуло" в мантии на раннем этапе формирования планеты, образовав твердое металлическое ядро в центре Земли. Вместе с тем количество подобных элементов в коре и мантии много больше, чем предсказывают теории зарождения планеты. В рамках новой работы британские геологи сумели разрешить это противоречие.

Они проанализировали соотношение изотопов вольфрама-182 и вольфрама-184 в образцах современной породы и породы возрастом 3,8 миллиарда лет. В результате им удалось установить, что в современной коре данное соотношение меньше, чем должно быть, согласно расчетам.

Так как соотношение меньше в материалах, подвергавшихся воздействию космических лучей, то ученые предположили, что часть земной коры была принесена из космоса позже 3,8 миллиарда лет. Анализ хондритов - метеоритов, считающихся остатками строительного материала Солнечной системы, - подтвердил эту догадку.

Расчеты ученых показывают, что за время поздней тяжелой бомбардировки (Late Heavy Bombardment), последовавшей за формированием Земли, на нашу планету выпало 20 квинтиллион тонн (20x1018 тонн) метеоритных осадков. Именно они занесли в верхние слои мантии и кору тяжелые металлы, включая золото. Причиной бомбардировки было изменение орбит тел Солнечной системы.

«Осужденным к расстрелу рубили головы топором»