Аммониты оказались жителями метановых оазисов

Переливающийся аммонит в Американском музее естественной истории. Фото JamesPFisherIII

Ученые установили, что многие древние аммониты населяли подводные оазисы, образованные у метановых источников. Работа опубликована в журнале Geology. Краткое содержание работы можно прочитать на сайте ScienceNow.

Ученые проанализировали изотопный состав окаменелых раковин древних моллюсков, найденных в Южной Дакоте в отложениях известняка возрастом 75 миллионов лет. Исследователи установили, что в раковинах повышено содержание изотопа углерода 13C. Такую особенность химического состава ученые объясняют тем, что обладатели раковин жили в местах выхода метана.

Характерный изотопный состав сходен у разных видов аммонитов, найденных в отложениях. Одинаковый состав имели также раковины молодых и взрослых животных. Кроме того, когда ученые проанализировали изотопный состав в разных точках раковины одной из особей Baculites corrugatus, оказалось, что данный моллюск вообще не покидал пределов подводного метанового оазиса.

По мнению ученых, все полученные сведения говорят о том, что найденные аммониты были стабильной частью экосистемы метановых источников, их оседлыми обитателями, а не покорителями океанических просторов, как считалось раньше.

В местах выхода метана образуются особые экосистемы, основу пищевой цепочки которых создают окисляющие метан бактерии. В таких экосистемах обитали губки, кораллы, двустворчатые моллюски и, как выясняется, аммониты.

Аммониты - одна из самых долгоживущих групп животных. Они появились около 400 миллионов лет назад и просуществовали, почти не изменившись, до вымирания динозавров около 65 миллионов лет назад. Родственники древних головоногих моллюсков существуют до сих пор, но все они - каракатицы, кальмары и осьминоги - потеряли свою раковину. Единственный головоногий моллюск, сохранивший ее, - наутилус. Он очень похож на древних аммонитов и считается живым ископаемым.