Источником лунной воды оказался солнечный ветер

Новый анализ образцов лунной почвы, доставленных аппаратом "Аполлон", показал, что наиболее вероятным источником содержащейся в ней воды является солнечный ветер. Работа опубликована в журнале Nature Geoscience, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Университета Мичигана.

Ученые исследовали образцы лунного грунта, образованные в результате попадания на поверхность спутника метеоритов - стеклянные агглютинаты. Они составляют около половины массы находящегося на поверхности Луны грунта. Авторы работы изучали их состав методом инфракрасной спектроскопии и тандемной масс-спектрометрии.

Исследователям удалось показать, что в лунной породе повышено содержание гидроксил-иона OH-. Это вещество образуется при попадании в материал протона (H+) - иона водорода, принесенного солнечным ветром. Протон захватывает из лунного грунта кислород, в результате чего образуется более стабильная частица - гидроксил-ион. При взаимодействии с другим протоном она рекомбинирует в воду H20.

Ученые показали, что изотопный состав водорода в гидроксил-ионах схож с тем, который присутствует в солнечном ветре. Это косвенно подтверждает "солнечное" происхождение воды на Луне. По альтернативной гипотезе, источником воды на Луне являются кометы, упавшие на поверхность спутника.

По словам ученых, подобный механизм образования воды из солнечного ветра может действовать и на других безатмосферных телах, например на Меркурии или на гигантском астероиде Веста.

Вопрос наличия и происхождения воды является одним из центральных предметов исследования многих ученых, занимающихся Луной. В 2009 году к спутнику был запущен аппарат LCROSS, который должен был проанализировать состав грунта, поднятого со дна кратера Кабеус упавшим туда разгонным блоком. Подобный эксперимент в 2008 году провел аппарат Чандраян-1. Подробнее об исследовании лунной воды можно прочитать здесь.