Астрофизики научились быстро «взвешивать» сверхмассивные черные дыры

Спиральная галактика со сверхмассивной черной дырой в центре.

Астрофизики нашли способ, благодаря которому в ближайшем будущем можно будет быстро и эффективно измерять массу сверхмассивных черных дыр в центрах десятков тысяч ближайших галактик. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит BBC News.

Метод основан на наблюдении за движением холодного угарного газа (CO) в центре галактик при помощи телескопов, работающих в миллиметровом диапазоне. Так, изучение градиента скоростей в газовых облаках, находящихся в галактике NGC4526, позволило ученым установить массу сверхмассивной черной дыры в ее центре. Она составила 450 миллионов масс Солнца, что много даже для сверхмассивных черных дыр.

Ранее для «взвешивания» таких объектов ученым приходилось прибегать либо к измерению скорости движения звезд в разных областях галактики, либо к исследованию горячего газа в окрестности черных дыр. Первый метод, однако, дает лишь приблизительные результаты из-за разнонаправленного движения светил. Второй метод точнее, но ограничен только ближайшими галактиками, так как использует излучение, сильно поглощаемое межзвездным веществом.

Новый способ измерения массы применим для десятков тысяч галактик, которые расположены на расстоянии до 244 миллионов световых лет от Земли. Для составления полного каталога масс черных дыр в этих звездных скоплениях будет достаточно получить информацию от телескопов миллиметрового диапазона. Весной 2013 года как раз должно завершиться строительство крупнейшей обсерватории, состоящей из 66 таких телескопов - расположенной в Чили обсерватории ALMA. По словам ученых, информационной «мощности» этой обсерватории будет достаточно, чтобы воспроизвести проведенное исследование галактики NGC4526 за 10 минут.

Слава богу