Бактерий решили использовать для добычи золота

Золотой самородок

Ученые обнаружили вещество, при помощи которого бактерии Delftia acidovarans осаждают из раствора токсичное для них золото. Биологи намерены научиться использовать его для добычи благородного металла и получения золотых наночастиц. Работа опубликована в журнале Nature Chemical Biology, а ее краткое содержание приводит NatureNews.

Бактерий, которые образуют биопленки на золоте, удалось обнаружить в австралийских золотоносных шахтах около 10 лет назад. Ими оказались два вида микроорганизмов: Cupriavidus metallidurans и Delftia acidovarans. Первый вид осаждал золото из растворенной формы и накапливал его в виде наночастиц внутри клетки. Второй микроорганизм предпочитал осаждать благородный металл за пределами клеточной оболочки, в результате чего колонии Delftia acidovarans на чашках были окружены темными гало из его микроскопических частиц.

Авторам настоящей работы удалось установить, какие гены участвуют в осаждении растворенного золота у Delftia acidovarans. Лишенные этих генов, бактерии не могли расти в условиях повышенной концентрации металла, а их колонии теряли темные гало. После того, как генетическая основа устойчивости к золоту была обнаружена, ученые установили природу вещества, которое бактерия использовала для осаждения металла. Оно получило название дельфтибактин (delftibactin).

По словам ученых, Delftia acidovarans можно использовать для выделения золота из отработанных пород, а сам дельфтибактин может применяться при производстве катализатора из наночастиц металла.

Бактерии известны своей способностью выживать в экстремальных условиях. Нередко она объясняется их коллективными действиями по преобразованию среды, в том числе по осаждению металлов из токсичного растворенного в безопасное твердое состояние. С другой стороны, необходимые для жизни металлы, такие как железо, бактерии специально выделяют из среды, даже если их концентрация там ничтожна. Для этого используются специальные вещества-хелаторы сидерофоры, имеющие крайне высокое сродство к металлам. Они также используются микроорганизмами, чтобы подавить рост соперников за счет лишения последних ресурсов.

Гуд-бай, Америка: США перестанут выдавать визы россиянам